Выгода на воде: локализация хаусботов в России достигла 85%
Пока эксперты НАМИ поставили под вопрос 90%-ную локализацию LADA Granta, снизив показатель до 45,7 %, производителям хаусботов удалось добиться 85%-ной локализации. База отечественных комплектующих стала одним из ключевых факторов принятия решения при запуске одной из новых площадок для производства плавучих домов. «Строить в России хаусботы выгодно», — считает Александр Климчук, основатель HOUSEBOAT.RU. Разбираемся с экспертами, с какими сложностями сталкивается новая отрасль и в чем помогает локализация.
Цикл производства — около полугода
Риски: изменение условий логистики и стоимости
По словам Александра Климчука, в проектах его компании, кроме двигателей и частей системы управления, остальные комплектующие, включая отделочные материалы и мебель, — отечественного производства: «На старте бизнеса в 2016 году производство планировали разместить в Дании, но, оценив отечественные ресурсы, мы поняли, что выгоднее запустить верфь в России. Сейчас, если оценить стоимость комплектующих и объем работ, локализация составляет 85%. И база отечественных поставщиков — это гарантия стабильных поставок и минимизация рисков по кратному росту цен. Видя, что мощности нашей верфи уже недостаточно, мы планируем строительство новой, чтобы увеличить выпуск до 400 хаусботов в год».
Условия эксплуатации — как у судна
Риски: несоответствие материалов требованиям
Хаусбот «прописан» на воде, а значит, к комплектующим предъявляются высокие требования по морозо-, влаго- и износостойкости. «Российские компании накопили богатый опыт производства решений для в особых условий эксплуатации, — поясняет Юлия Буданова, директор по маркетингу и стратегическому развитию компании Sloplast, первого в России производителя HPL-панелей. — Отечественные композитные материалы, изготовленные прессованием специальных видов бумаги, используются для отделки судов еще с конца 1950-х годов. А современные HPL-панели, имитирующие разнообразные по дизайну и текстурам материалы, применяются в интерьерах круизных теплоходов класса люкс и отвечают всем жестким эксплуатационным требованиям к материалам, применяемым в транспорте».
Требуемый комфорт — как у дома
Риски: сравнительно высокая стоимость
Позиционирование хаусбота как мобильного жилья тоже формирует ожидания у заказчика. Модели для круглогодичного проживания требуют энергоэффективных решений для остекления, утепления и систем жизнеобеспечения, что существенно влияет на стоимость. При этом предложения отечественных хаусботов, представленных в том числе на Avito, есть в каждом ценовом сегменте:
- от небольших (около 30 м2), которые по уровню комфорта и стоимости соответствуют даче в регионе;
- до люксовых (400–700 м2), сравнимых по цене с квартирой в Москве.
Но стоимость такой недвижимости все чаще рассматривается как инвестиция. Растет доля коммерческих заказов, которая уже сейчас составляет 60–80%. Это определяет и дополнительные требования, считает Юлия Буданова (Sloplast): «Планируя сдавать хаусбот в аренду, собственник стремится подобрать материалы (в том числе для отделки стен или элементов корпусной мебели), которые устойчивы к царапинам и могут с легкостью очищаться. И тут натуральные материалы проигрывают композитам, например HPL-панелям, которые по ударопрочности сравнимы с камнем и керамогранитом, но имеют до 2-х раз ниже вес (5,5 кг/м² (при толщине 4 мм), чем альтернатива соответствующего уровня долговечности. Важно понимать, что “особые условия эксплуатации” требуют и особых отделочных материалов — легких, надежных и эстетически соответствующих уровню проектов, в которых они используются».
Нужны нормативная база и инфраструктура
Риски: сложности масштабирования бизнеса
В России пока не до конца проработана нормативная база, только в конце 2024 года в Госдуме новые плавучие средства предложили ввести в закон о туристской деятельности. Кроме того, мало инфраструктуры: марин, яхт-клубов, причалов. Несмотря на это, спрос растет, по словам Александра Климчука, с динамикой до +20 % в год: «В России уникальные условия для развития этого рынка: в стране более 2,8 млн рек и свыше 2 млн озёр. А общая водная площадь России составляет 86 млн квадратных километров. Из этого половина — глубокие части акватории морей и океанов. Но все остальное вполне подходит для развития аквадевелопмента. При растущей стоимости береговой земли и доступной аренде водной поверхности девелопмент на воде становится стратегически выгодным решением. Это уже не ниша, а формирующийся тренд. Да, параллельно со строительством верфи приходится запускать проекты развития марин и поселков для плавучих домов. Но мы уверены, что и для этих задач найдем надежные отечественные материалы и технологии».
Справка о компании
Компания Sloplast®/СЛОПЛАСТ — первый в России производитель HPL-панелей (High Pressure Laminate). В состав предприятия входит высокотехнологичная промышленная площадка в Санкт-Петербурге, ставшая центром разработки технологии и запуска изготовления бумажно-смоляного композита в нашей стране. Sloplast десятилетиями является стратегическим партнером лидеров производства железнодорожного и водного транспорта. Компания постоянно инвестирует в расширение технологий и выпускаемых решений. Современная продуктовая система включает листовой материал HPL, компоненты для строительной и мебельной промышленности, а также готовые интерьерные и архитектурные решения. Срок эксплуатации HPL-панелей — более 20 лет, высокая прочность и экологическая безопасность (по ISO 14024) определили активное участие компании в реализации крупных урбанистических проектов.
Пресс-служба СЛОПЛАСТ
+79167480962
Комментарии: