НОСТРОЙ – об основных итогах работы и направлениях деятельности

НОСТРОЙ – об основных итогах работы и направлениях деятельности

Национальное объединение строителей – крупнейшее объединение саморегулируемых организаций в строительной сфере России. Оно не только аккумулирует позицию профессионального сообщества по основным вопросам, но и формирует актуальную повестку дня. 

Как сказалась на отрасли пандемия? Каковы итоги прошлого года, и каковы основные горячие темы, решение которых ознаменуют год 2021-й? На эти и другие вопросы ответил президент НОСТРОЙ Антон Глушков на пресс-завтраке «Строительная отрасль – 2021: законы, цены, кадры, спрос». Он затронул широкий круг проблем, прокомментировав весь спектр важнейших и актуальных вопросов для строительной отрасли – обо всем по порядку.

Состояние строительной отрасли

Всем известно, что строительная отрасль создает мультипликативный эффект для национальной экономики. В настоящее время строительство фигурирует в восьми национальных проектах социально-экономического развития России. 

По данным Росстата, за 11 месяцев 2020 года предприятия строительной отрасли выполнили работ на сумму 8,2 трлн рублей. Для сравнения: за весь 2019-й год – 9,1 трлн рублей. Всего в 2019 году в бюджеты всех уровней поступило налогов на сумму 22,73 трлн рублей, из них от строительства 3,5 трлн рублей, что составляет 15,39%. 

В настоящее время в разной степени готовности находятся 80 тыс. объектов разного назначения, строительство которых обеспечивают более 95 000 подрядных организаций – членов СРО и более 3 000 компаний – застройщиков жилья. Кстати, есть заблуждение, что участники строительного рынка – это монстры рынка и имеют гигантские обороты. Статистика говорит о другом: около 90% компаний – это субъекты малого и среднего предпринимательства.

В марте, когда только начинали действовать ограничительные меры в связи с новой вирусной инфекцией НОСТРОЙ создал Ситуационный центр по поддержке строительной отрасли. Его задача была – аккумулировать всю оперативную информацию, на основе которой Минстроем Росиии и Правительством принимались оперативные меры, позволившие удержать ситуацию под контролем. 

Взаимодействие оказалось эффективным: было получено около 200 формализованных предложений по изменению законодательства РФ, из которых 41 попали в нормативные правовые акты, 32 – включены в общенациональный план содействия отраслям экономики, 8 предложений попали в работу в рамках трансформации делового климата, более 40 находятся на рассмотрении к включению в «Дорожную карту». В 2021-м году работа Ситуационного центра будет продолжена.

Одним из итогов работы нацобъединения – то, что НОСТРОЙ разработал и уже в мае 2020 года утвердил методические рекомендации по профилактике распространения COVID-19 при выполнении подрядными организациями работ по строительству. Через пять месяцев этот документ практически без изменений был утвержден главным санитарным врачом РФ. 

В целом нацобъединение тесно работало с руководителями субъектов РФ, чтобы не остановить стройку. И это удалось: отрасль остановилась лишь в одном регионе. Это позволило выйти на плановые показатели. В настоящее время задача НОСТРОЙ – мониторинг введенных инициатив и законодательных изменений, которые были приняты в течение прошлого года.


Сфера жилищного строительства могла оказаться одной из наиболее пострадавших в условиях пандемии. Однако государственные меры поддержки строительной отрасли позволили уменьшить финансовую нагрузку на компании и удержать спрос на рынке жилья. Одна из мер – субсидирование процентной ставки по ипотеке. 

Меры поддержки

За прошлый год российские банки выдали 1,7 млн ипотечных кредитов на общую сумму в 4,3 млрд рублей, что на 35% больше показателя 2019 года в количественном эквиваленте и на 50% – в денежном. Из них на первичный рынок было направлено 1,5 трлн рублей, две трети из которых – льготная ипотека.

Напомню, программа, позволяющей до 1 июля 2021 года приобрести недвижимость по фиксированной ставке не выше 6,5% годовых, появилась в апреле 2020 года. Граждане очень активно воспользовались этой возможностью. Конечно, эта мера не всегда будет такой эффективной, как сейчас. Тем не менее нет причин завершать ее одномоментно, как предлагает ЦБ. 

Да, ее продолжение потребует значительных средств бюджета, а экономика диктует увеличение ключевой ставки. Но тем не менее НОСТРОЙ оценивает эту меру как высокоэффективную, потому что она приводит к повышению конкуренции по выдаче ипотеки для населения среди банков и стимулирует спрос. 

Дело в том, что в разных субъектах РФ ситуация разная: в центральных регионах с большой численностью населения фиксируется стабильный спрос, а значит рентабельность позволяет работать застройщикам. Но есть и периферия, где спрос гораздо ниже. Поэтому, делая ипотеку более привлекательной для населения, мы стимулируем рынок и помогаем застройщикам.

Вторая мера – субсидирование процентной ставки по кредитам для строительных компаний. Сейчас эти правила касаются кредитных договоров, заключенных до 1 апреля 2020 года. При этом компания-заемщик должна отвечать ряду требований: не находиться в состоянии банкротства, не иметь задолженности по налогам, проблемных домов, а также должна аккуратно вносить платежи по кредиту. Кроме того, застройщик обязан в 2020-2021 годах вводить свои объекты в эксплуатацию в соответствии с графиком, сохранять численность работников. Всего на эти цели выделено 5,2 млрд рублей. Эта мера поддержки тоже хорошо востребована коллегами и перешла на 2021 год.

Своевременной и эффективной стала программа поддержки низкомаржинальных проектов жилищного строительства. Напомню, в конце 2020 года внесены изменения в постановление Правительства РФ №629, которое утверждает специальный порядок субсидирования так называемых низкомаржинальных проектов в стройке. Это проекты, по которым рентабельность составляет менее 15%, то есть те, которые не «проходят» по стандартным критериям кредитного продукта «проектное финансирование с использованием счетов эскроу». 

Возмещение недополученных доходов предоставляется кредитным организациям в размере разницы между ключевой ставкой Банка России, увеличенной на 7,5 процентных пункта и суммой выплаченных или начисленных процентов по кредитному договору. Такое возмещение осуществляется в отношении кредитных договоров, заключенных после 31 декабря 2020 года. 

Участниками этой части программы могут стать застройщики в 49 субъектах РФ, а общая площадь низкомаржинальных проектов в муниципалитетах достигает 12 млн кв. м. Средства на эту меру поддержку определены в размере размере 6,8 млрд рублей, оператором станет ДОМ.РФ. Очень важно, чтобы эти так называемые «запертые» объемы жилья скорейшим образом вошли в оборот. 

Эффективность такой поддержки будет зависеть от того, как скоро удастся запустить программу. Если это случится в течение 3-4 месяцев, программа реально начнет работать. Если нет – то это отложенное строительство мы уже не сможем вернуть в стройку.

Еще одной мерой поддержки отрасли стало предоставление займов членам саморегулируемых организаций на приобретение материалов, выплату заработной платы в рамках заключенных контрактов и взятых на себя обязательств. Эта мера сработала – примерно половина всех наших коллег уже поддержали эту инициативу. 41 СРО выдала своим членам 2 143 займа на общую сумму 2,675 млрд рублей. 

Общая сумма контрактов, поддержанных выдачей займов составляет более 31,6 млрд рублей. Только на выплату заработной платы направлены 1,057 млрд рублей, что покрывает оплату труда 25 тыс. работников и станет поддержкой их семьям. Мера эта признана Правительством РФ эффективной и продлена на 2021-й год. Она активно поддерживается еще и потому, что не требует дополнительных затрат из бюджетов различных уровней. 

Мы ожидаем постановления Правительства РФ, которое утвердит новые требования к выдаче этих займов. Например, у нас добавляется возможность выдачи таких займов, как обеспечение заявки для участия в конкурсных процедурах в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Она действительно помогает бизнесу.

Жилищное строительство

Отрасль переходит на новые схемы проектного финансирования долевого строительства с использованием эскроу-счетов. Сегодня 52% многоквартирных жилых домов строятся с использованием эскроу, а к концу 2021-го эту цифру планируется довести до 70%. 

Конкуренция кредитных учреждений в этой сфере пока еще невысокая: 59% общего объема выданных денежных средств в рамках эскроу приходится на Сбербанк. Однако и другие кредитные учреждения включились в конкурентную борьбу. 

Яркий пример – Банк ДОМ.РФ, который практически ежемесячно увеличивает свое участие в этом сегменте. В структуре ввода жилья на долю индивидуального домостроения в прошлом году пришлось 48% от общего объема, на долю многоквартирных жилых домов – 52%.

В настоящее время в разной стадии готовности в России находится 94 млн кв. м МКД, что на 12% меньше, чем в 2019-м. Это самая тревожная тенденция – застройщики не торопятся вводить новые проекты на рынок, поскольку не понимают правила игры и конъюнктуру рынка. 

Рост цен на рынке жилищного строительства зафиксирован в обоих сегментах. В Москве к росту стоимости дополнительным фактором стало повышение платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, заметно повлияло внедрение проектного финансирования. 

Еще одна причина – повышение цен на стройматериалы и строительные ресурсы, энергоресурсы, кадры, а также проблемы с логистикой вследствие ввода ограничительных мер. Многие предприятия либо приостанавливали свою работу, либо вынужденно нарушали свои производственные цепочки.

Тем не менее я оптимистично смотрю на перспективы 2021 года, даже невзирая на пандемию. В первую очередь это связано со стабильно высоким спросом на новостройки. Это значит, что строительство можно финансировать бесперебойно. Большая часть компаний аккумулировали средства в необходимом объеме, либо уже находятся в системе банковского финансирования, которое предполагает ритмичную оплату выполненных работ. Поэтому риски 2020-го года по переносу сроков ввода уже не актуальны. Существующие срок и темпы строительства, а также механизмы финансирования реально позволяют строителям исполнять в срок взятые на себя обязательства.

Ценообразование

По данным площадки РТС, объем бюджетных ассигнований на строительство в 2020 году практически не изменился и составил порядка 3,3 млрд рублей. При этом в минувшем году 35% конкурсных процедур не состоялись по причине того, что не было ни одной заявки. Это говорит о том, что действующая структура ценообразования не отражает реальную ситуацию с ценообразованием в строительстве и требует доработки. 

Профессиональное сообщество давно говорит о необходимости перехода с базисно-индексного метода ценообразования на ресурсный. Сегодня целый ряд факторов подтверждают это, в частности, резкий рост стоимости на материалы. Это одна из основных проблем бюджетного строительства, так как расчет стоимости строительства имеет большой временной разрыв (от одного года) от сроков их реализации, и существующая система ценообразования не учитывает рыночные колебания цен на строительные материалы и ресурсы.

Яркий пример – резкое повышение цены на металлопрокат. Удорожание по ряду позиций этого ресурса в конце 2020-го года достигло 100%. Основными причинами производители называли повышение цен на металлолом, курсовую разницу и мировую конъюнктуру. Однако госконтракты предусматривают твердую цену, которую невозможно изменить в случае повышения расценок. Строительной компании не остается ничего другого, как увеличивать объем собственных средств, тем самым уменьшая маржинальность своих проектов. 

Возьмем, для иллюстрации, строительство стандартного объекта – физкультурно-оздоровительного комплекса в Чунском районе Иркутской области. Доля стоимости металла в этом проекте составляет 14% от всей стоимости строительства. Рост стоимости металла до 50% влечет удорожание проекта на 7%, что превышает сметную прибыль проекта, которая составляет 6%. Таким образом, застройщик работает на пределе своей рентабельности, а зачастую ставит под угрозу финансовую устойчивость предприятия, повышая риск банкротства.

По поручению Минстроя России на базе НОСТРОЙ создана рабочая группа совместно с Ассоциацией производителей металлопродукции «Русская сталь». Мы предложили услуги НОСТРОЙ в качестве агрегатора: на начало февраля 2021 года получено 279 заявок на общий объем на 1,9 млн тонн металла. 

В результате заключены 190 контрактов на 127 тыс. тонн, причем средняя цена на металлопрокат для строительных компаний по этим контрактам стала ниже рынка на 10%. Я думаю, что подобный механизм совместных закупок будет широко востребован в ближайшее время. Мы отработали возможность этих торговых отношений на электронной площадке, в частности, в пилотном порядке – на Электронной торговой площадке Группы Газпромбанка. Первая электронная сделка состоялась в конце января 2021 года.

Впрочем, рост цен касается не только металлопроката, но всего спектра строительных материалов. Базисно-индексный метод не позволяет объективно отражать фактическую стоимость возведения объектов капитального строительства по ряду причин. Одна из них заключается в том, что индексы изменения сметной стоимости строительства опаздывают минимум на два квартала. 

К примеру, индексы для IV квартала 2020 года появились только в конце января 2021-го года. Притом рост цен на металл пришелся именно на этот период. Поэтому проекты, которые недавно получили положительное заключение экспертизы, рискуют остаться не реализованными с учетом такого отставания индексов от фактического удорожания цен.

ФГИС ЦС

Важным элементом реформы системы ценообразования является Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), доработка которой сейчас продолжается. Проблемой остаются низкие темпы и качество ее наполнения: далеко не все игроки заинтересованы в том, чтобы направлять информацию о стоимости своей продукции. Решение мы видим в предоставлении определенных преференций для активных производителей. Акцент также будет делаться на поставщиках стройматериалов. На наш взгляд, именно они должны быть заинтересованы в том, чтобы строительные материалы попадали в систему ценообразования по фактической, а не заниженной цене. Ведь их контрагенты – строительные организации – будут охотнее приобретать такие материалы.

В настоящее время филиалы Главгосэкспертизы ведут активную работу на уровне каждого субъекта и профильного министра: если система не будет в должной мере наполнена объективной информацией, то это приведет к перекосу формирования строительной стоимости в 2022 году. 

Обсуждаются и более радикальные меры: речь идет о том, что в проектную документацию должны попадать только те ресурсы и товары, данные о которых внесены и подтверждены во ФГИС ЦС. Если нет, то продукция просто не может быть использована в рамках государственного заказа. Мы считаем, что подобная мера может не только стимулировать продавцов и производителей размещать информацию о своей продукции, но в целом повысить прозрачность рынка.

Рынок труда

Важнейшей задачей на данный момент является решение проблемы дефицита рабочих кадров на строительных площадках страны. НОСТРОЙ совместно с Единым ресурсом застройщиков провели опрос 450 строительных организаций из 57 регионов России. Почти половина опрошенных подтвердили факт оттока мигрантов со стройплощадок и считает его существенным. Более 60% отметили сокращение количества соискателей по рабочим специальностям, при этом более трети из них столкнулись серьезными трудностями при формировании строительных бригад. 

Среди специальностей, по которым респонденты отмечают наибольший отток иностранной рабочей силы: разнорабочий (35%), штукатур (27%), каменщик (27%), бетонщик (26%), арматурщик (19%), маляр (19%), монтажник (14%), облицовщик (13%), землекоп (13%), кровельщик (12%), сварщик (11%), дорожный рабочий (11%).

Из-за закрытия границ работодателям пришлось переориентироваться на отечественный рынок труда: более половины формируют бригады российскими рабочими. Поскольку зарплатные ожидания российских рабочих гораздо выше, это не могло не сказаться на расходах строительных компаний. Так, у трети опрошенных компаний фонд оплаты труда увеличился от 5 до 20%, у 9% респондентов ФОТ увеличился от 20 до 40%, а еще у 4% вырос от 40 до 100%. 

Условиями замещения мигрантов российскими рабочими они назвали повышение зарплат, снижение финансовой нагрузки на работодателя по неналоговым платежам, улучшение условий труда и повышение безопасности на стройплощадках.

Но даже с учетом уже принятых на уровне Правительства РФ мер восполнить дефицит кадров исключительно российской рабочей силой будет сложно. Поэтому НОСТРОЙ в целях повышения качества и безопасности строительства выступил с инициативой создания специализированного кадрового ресурса для подрядных организаций – своеобразного HeadHunter в сфере строительства. В нем будут указаны данные каждого соискателя – опыт работы, уровень квалификации и специализации. 

Создание такой системы станет дополнительной гарантией для бюджетных или коммерческих заказчиков по соблюдению качества и сроков со стороны подрядных организаций. Ресурс будет интегрирован с Единым реестром членов СРО и с государственными информационными системами в части информации о построенных объектах капитального строительства. Это позволит синхронизировать информацию о местах работы специалистов и их реальном опыте работы на объектах.

Реестр специалистов

По закону НОСТРОЙ является оператором Национального реестра специалистов в области строительства (НРС). За весь период на включение в НРС подано 256 тысяч заявлений, по итогам проверки 224 тысячи специалистов были включены в нацреестр, 32,4 тысячи – нет. В будущем подача документов в нацреестр будет упрощена. Подача документов в НРС Постановлением Правительства РФ включена в перечень услуг, которые можно получить в электронной форме при помощи государственных информационных систем. 

Сервис будет доступен на Едином портале госуслуг после завершения организационных и технических мероприятий, которые займут от 6 до 9 месяцев. То есть специалисту не надо будет проходить и собирать все бумаги – это будет подгружаться автоматически. И немаловажный фактор – это значительно дешевле, потому что не будет нотариальных затрат, затрат на пересылку. Архив бумажных документов специалистов, сведения о которых уже включены в НРС, сотрудники НОСТРОЙ сейчас переводят в цифровой формат.

Логичным продолжением этого направления является деятельность НОСТРОЙ в рамках независимой оценки квалификации в строительстве. Сейчас в 32 регионах страны действуют 61 центр оценки квалификации (ЦОК) – они позволяют подтвердить свой уровень перед работодателем. При этом мы разработали информационную систему независимой оценки квалификации в строительстве (ИС НОК), которая позволит вести учет и контроль реальных знаний, навыков и умений инженерных и рабочих кадров, которые выполняют на стройплощадках ответственные работы, влияющие на качество и безопасность объектов строительства. 

Первый профессиональный экзамен в рамках независимой оценки квалификации в строительстве состоялся в августе прошлого года на базе НИУ МГСУ. Первыми его прошли инженерно-технические работники московских строительных компаний, чтобы подтвердить их соответствие положениям профессионального стандарта «Организатор строительного производства».

Пока механизм независимой оценки квалификации остается добровольным, однако в рамках «регуляторной гильотины» уже разработан и направлен в Госдуму законопроект, который предусматривает введение обязательной процедуры независимой оценки квалификации специалистов, входящих в нацреестр. 

Пока основной проблемой института национального реестра специалистов в сфере строительства является отсутствие проверки квалификации специалистов при их включении в реестр. В этих целях предлагается установить требование об обязательном прохождении ими независимой оценки квалификации, а документ о повышении квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства заменить на свидетельство о прохождении НОК. Без такого свидетельства включить специалиста в нацреестр будет невозможно.

Развитие территорий

В структуре себестоимости строительства многоквартирного дома один показатель постоянно увеличивается – стоимость земельного участка. При этом застройщики наблюдают дефицит земельного ресурса именно на тех территориях, где есть стабильный спрос на жилье. Это заставляет города развиваться не интенсивно, а экстенсивно. Тем самым расширяются городские границы, увеличивается нагрузка на инженерную и транспортную инфраструктуру, деформируется ткань городской среды. 

На сегодня нет механизмов освоения уже существующей застройки – застройщик самостоятельно не готов заходить на такую территорию и брать на себя все риски по выкупу чьих-то прав. Поэтому необходимо доработать законопроект о совершенствовании института комплексного развития территорий, который регламентировал бы механизма выкупа. Часто употребляется слово «изъятие», но нет, речь идет не об изъятии, а именно о выкупе прав с целью развития городской среды. 

Механизм предполагает компенсацию абсолютно всех затрат, даже не принципом комплексной оценки объекта, а поэлементной рыночной оценки, то есть отдельно оцениваются земельный участок, сам объект недвижимости, дополнительные постройки и прочее. Все это ложится в рыночную оценку.

Конечно, бизнес в первую очередь заинтересован в увеличении новых земельных участков. Но это также в интересах органов местного самоуправления, на территории которых будут реализовываться те или иные проекты, так как в конечном итоге выигрывают публичные интересы, потому что уменьшается маятниковая миграция, улучшается городская среда, формируются общественные пространства, исчезают депрессивные территории, развивается социальная инфраструктура, повышается транспортная доступность. 

Нельзя также забывать и об инженерном обустройстве, любое расширение города – это затраты на инженерную инфраструктуру и ее эксплуатацию. Это очень сложная задача – правильно определить контуры новых зон. Но такой опыт нужен, его нужно нарабатывать. Я думаю, что нам придется как-то откорректировать существующие нормы. Но саму структуру этого документа однозначно мы поддерживаем.

Архитектура

В настоящее время в России не существует процедуры государственного согласования архитектурного облика – его определяют исключительно требования и пожелания заказчика. Долгое время для инвесторов первоочередное значение имели экономика строительства, технико-экономические показатели объекта, а для покупателей – такие параметры как площадь, качество инженерных коммуникаций, благоустройство территории, наличие парковки. 

О роли зодчего говорить не приходилось – архитектор в силу закона отвечал лишь за выдачу градостроительных планов, планов возведения и т. д., связанных с использованием земельного участка в силу утвержденного норматива. Более того, сегодня чиновники, которые работают главными архитекторами в муниципалитетах, в большинстве случаев не имеют профильного образования.

Но ситуация постепенно меняется: как говорят сами девелоперы, «архитектура начинает продаваться». Проблема в том, что в законе об архитектурной деятельности роль архитектора юридически не вписана в процедуру согласования на стадии получения разрешения строительства, сопровождения строительства и ввода объекта в эксплуатацию. 

Архитектурный облик – вещь сложная, сравни искусству. Эта тема особенно актуальна сейчас, когда сам рынок в этом заинтересован. В 2021-м году Минстрой России планирует определить позицию Правительства по закону об архитектурной деятельности, чтобы вернуть архитектора в градостроительное регулирование. 

Кстати, помочь профессионалам отвоевать утраченные позиции призвана программа Архитекторы.рф – бесплатная лидерская программа профессионального развития для специалистов в области архитектуры и градостроительства, цель которой – обеспечить российские города квалифицированными специалистами для формирования комфортной городской среды.

BIM

Технологии информационного моделирования стали непременным условием современного строительства. Конечно, для типовых проектов BIM нужен в меньшей степени. Но никого не нужно убеждать в эффективности BIM при возведении сложных и уникальных объектов, или когда необходимо подсчитать затраты на весь жизненный цикл, включая стадии возведения, содержания и эксплуатации. Когда проектируется атомный реактор, цена ошибки может быть слишком высока, и BIM может их предотвратить. 

В России наработана хорошая практика, разработаны программные комплексы. Более того, начал формироваться новый пласт компаний, которые предоставляют услуги по созданию информационных моделей. Важно, чтобы эта технология не воспринималась как работа «для галочки». В настоящее время некоторые субъекты в погоне за красным словцом отчитались о внедрении BIM, а по факту оказалось, что это просто 3D-модель.

Да, на современном этапе BIM – это дополнительный объем работ для проектных организаций, поэтому их применение удорожает разработку проекта: это более трудоемко, требует формирования баз данных, библиотек, а также повышения квалификации рабочего персонала и компетенции самого заказчика. Но уровень компьютерной грамотности растет, возможности компьютерных программ повышаются, появляется конкуренция между производителями и интеграторами ПО. 

Закономерно, что есть конкретный результат: первые проекты реального строительства по BIM-модели мы увидим уже в 2021-м году. Кстати, учитывая высокую значимость информационных технологий для отрасли строительства, НОСТРОЙ выступил с инициативой по формированию ассоциаций BIM-проектировщика. Как только заказчик – коммерческий или государственный – действительно увидят экономический эффект, а не просто картинку, BIM начнет развиваться гораздо быстрее.

Служба единого заказчика

НОСТРОЙ поддерживает законопроект о создании единого государственного заказчика в сфере строительства, который разработал Минстрой России. Новая структура объединит в себе функции государственного заказчика по строительству объектов инфраструктуры, что позволит сократить сроки возведения, повысить эффективность и снизить риски управления проектами, предотвратить появление незавершенного строительства в стране. 

В нынешней ситуации, в условиях разности подходов к выдаче разрешений на строительство, сроков проектирования, степени развитости региональных рынков, это хорошо. Кроме того, новая структура позволит более грамотно администрировать строительные проекты. Этим шагом федерация фактически берет на себя ответственность, которая возлагалась ранее на органы местного самоуправления и субъектовые органы исполнительной власти. 

Таким образом, все участники процесса должны быть рады, потому что получают объекты в срок, минуя администрирование, проблемы с финансированием, изменением стоимости проекта.

Что это значит для регионального строительного комплекса? Не вижу ни одного минуса во введении такой централизованной системы, когда крупные объекты, которые финансируются за счет средств федерального бюджета, будут строиться на территории всей страны. 

Бытует стереотип, что большие строительные компании на территории России начнут «отбирать хлеб» у местных игроков строительного комплекса. Этого не случится – существующая экономика строительства позволяет оставить рентабельность лишь при условии, что объект располагается в радиусе не более 300 км. 

Строителям в этой связи бояться нечего – выполнять работы будут те же региональные строительные организации. Кроме того, выдача разрешений на строительство будет осуществляться на территории органов местного самоуправления, а такая методика единоначалия позволит ликвидировать административные барьеры, которые сейчас сложились в регионах.

Людмила Изъюрова

https://ardexpert.ru/article/19998