Создание цементной промышленности Хабаровского края (Снычков А.Д., Иванов И.А.)

Создание цементной промышленности Хабаровского края (Снычков А.Д., Иванов И.А.)

В Хабаровском крае цемент не производится,  поставка его осуществляется из Приморья, ЕАО, Китая и западных регионов России, что является одной из основных причин высокой стоимости строительства в крае.

Больше половины всего потребления цемента в крае приходится на г. Хабаровск и Хабаровский район, где действуют 60 растворобетонных узлов, более 20 из которых имеют годовое потребление цемента 10-12 тыс. т/г.

Доля цемента в себестоимости строительных изделий и материалов: в клее для плитки – 45%; в растворах и бетонах – 50-60% в зависимости от марки и до 90% в пенобетоне и пенополистиролбетоне.

Плановый рост цен на цемент в ДФО на 2022 г. - 8-10%. Снижение стоимости цемента – реальное снижение стоимости строительства!

Возможности создания цементной промышленности Хабаровского края 

Минеральное сырье

1.Вяземские месторождения известняков и легкоплавких глин (Вяземский район)

2.Ниланские месторождения известняков, кремнисто-глинистых и глинистых сланцев и Сокдюканское месторождение глинистого сырья в районе им. Полины Осипенко

3.Борогипс (г.Комсомольск-на-Амуре)

4.Цеолиты Середочного месторождения (Николаевский район)

5.Месторождения песка (повсеместное распространение)

6.Техногенные отходы (зола уноса ТЭЦ и др.)

Энергоносители

1.Природный газ (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Вяземский)

2.Уголь (Верхнебуреинский район)

Потребители цементов и строительной извести

1.Хабаровская агломерация

2.Комсомольская агломерация

3.Крупные инвестиционные проекты (мост на Сахалин, реконструкция БАМа, строительство гидростанций, строительство и ремонт авто- и железных дорог, «дом дальневосточника»,  «дальневосточный гектар» и др.)

Строительство цементного завода и завода строительной извести в г. Вяземский 

Предлагаемое место строительства Вяземского цементного завода в южной зоне Хабаровского края, в окрестностях г. Вяземский определяется следующими благоприятными обстоятельствами. Вблизи города (17 км) – крупное Вяземское месторождение высококачественных известняков, на окраине города – два  месторождения легкоплавких глин и месторождения песков. Имеются свободные лимиты электроэнергии и магистрального газопровода, автомагистраль Чита-Владивосток, железная дорога и близость основного потребителя – г. Хабаровск (120 км).

На месторождение высококачественных (мирового уровня) известняков ведется добыча щебня для отгрузки в г. Комсомольск-на-Амуре для производства извести для металлургии. На получение 1 т извести необходимо 1,8 т известняка, но учитывая, что щебень в Комсомольске-на-Амуре додрабливается, получается отсев, поэтому на 1 т извести расходуется 2 т известняка. По нашему мнению, эффективнее в Комсомольск-на-Амуре везти готовую известь, а из Комсомольска-на-Амуре в Вяземский – техногенные отходы (борогипс и металлургический шлак).

Исходя из возможности использовать в качестве теплоносителя природный газ из магистрального трубопровода, расчетная мощность производства клинкера определена в 500 тыс.т/год из известнякового щебня и 30 тыс. тонн строительной извести из отсева от дробления известняков.

Производимая продукция (550-560 тыс. т портландцемента) практически полностью будет отправляться в Хабаровскую и Комсомольскую агломерации, но полностью потребности стройиндустрии края не закроют.

Строительство первого цементного завода и завода строительной извести в Хабаровской агломерации  (2022-2024 гг.)

При прогнозируемом плане строительства не менее 1 млн. м2 жилья в год, 80% приходится  на г. Хабаровск и Хабаровский муниципальный район, что может быть одним из основных критериев выбора строительства заводов. Хорошая логистика, наличие природного газа, близлежащие месторождения  глин и песков, трудовые ресурсы, основные потребители цемента и извести, возможность круглогодичной доставки щебня вяземских известняков (137 км) и сезонная возможность транспортировки цеолитов Середочного месторождения по р. Амур.

Обоснование производительности цемента и строительной извести требуют дополнительных расчетов с учетом объёмов гражданского и промышленного строительства, возможностей использования энергоносителей. 

Строительство второго завода по производству цементов и строительной извести в Комсомольской-на-Амуре агломерации (в перспективе)

Для строительства завода потребуется поставка известнякового щебня Ниланского месторождения (глины и пески имеются вблизи города). Борогипс и металлургический шлак - местные, цеолиты из Николаевского района в летний период по р.Амур. Энергоноситель - природный газ.

Основными сдерживающими моментами в этом инвестиционном проекте являются:

- плохая логистика (250 км поставки ниланского известнякового щебня)

-для перевозки по БАМу 2,6 млн.т известнякового щебня (для производства 2 млн. т цементов) потребуется 134   вагона породы в сутки, что не согласовывается со все возрастающими поставками угля в порт Ванино по однопутной железной дороге.

Возможность строительства завода по производству цементов и строительной извести  на базе Ниланского месторождения известняков и Сокдюканского месторождения глинистого сырья в районе им. Полины Осипенко 

Положительные стороны проекта:

-большие разведанные запасы высококачественных известняков и глин

-возможность в качестве энергоносителя использовать верхнебуреинские угли

-минимальные требования в вопросах охраны окружающей среды (отсутствие населенных пунктов), но очистка отходящих газов остается в технологическом решении)

-минимальные затраты на транспортировку минерального сырья (известняков и глин)

Отрицательные стороны:

-большая удаленность от основных потребителей продукции

-применение высоко затратного энергоносителя (угля), не отвечающего требованиям «зеленой энергетики»

-необходимость в прокладке ЛЭП (50 км) 

Заключение 

1.К 2035 году краю необходимо не менее 2 млн.т цементов и 35-40  тыс. т строительной извести в год.

2.Сравнительная характеристика основных параметров при выборе площадки строительства первого завода позволяют утверждать преимущество его местоположения в Хабаровской агломерации на основе использования известняков Вяземского месторождения, местных глин и золо-шлаковых отходов ТЭЦ, Комсомольского борогипса и цеолитов Середочного месторождения.

3.Основным потребителем продукции (2022-2035 гг.) является юг Хабаровского края.

4.Рекомендованная технология производства цементов (включая белого) – сухой способ с  использованием в системах замкнутого цикла высокоэффективных сепараторов 3-го поколения.

5.Строительство первого цементного завода в Хабаровской агломерации и завода строительной извести в г. Вяземский на базе действующего известнякового карьера является менее затратным из рассматриваемых вариантов и быстро реализуемым.

6.Строительство второго завода в Комсомольской агломерации (или в муниципальном районе им. Полины Осипенко) возможно только при развитии инженерной инфраструктуры и увеличения потребления продукции  к северу от г. Комсомольска-на-Амуре (строительство ГОКов, гидростанций, прокладка авто- и железных дорог с выходом на новые минерально-сырьевые ресурсы (железно-марганцевые руды, фосфориты …) и др..