«Строительный кластер Хабаровского края: что это такое и как его развивать?»

«Строительный кластер Хабаровского края: что это такое и как его развивать?»

Резолюция круглого стола

31.01.2012

20 января 2011 года в Хабаровске состоялся круглый стол на тему «Строительный кластер Хабаровского края: что это такое и как его развивать?» Организаторами круглого стола выступили НП СРО «Дальневосточное объединение строителей», Дальневосточный институт профессионального развития и Дальневосточный научный центр местного самоуправления.


В работе круглого стола приняли участие 19 человек, в том числе Член Общественной палаты Российской Федерации, Депутат Законодательной Думы Хабаровского края, представитель Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края, директор Института развития Дальнего Востока, руководители предприятий стройиндустрии, ученые Тихоокеанского государственного университета и Дальневосточного университета путей сообщений, представители СМИ.


Участники круглого стола познакомились с федеральными методическими рекомендациями и подходами к развитию кластеров в регионах страны (в том числе: с понятием территориального кластера; целями и задачами по его развитию; основными направлениями деятельности региональных и муниципальных органов власти по развитию территориально-производственных кластеров), и через призму этих методических подходов проанализировали состояние развития строительного кластера Хабаровского края.


Участники круглого стола пришли к следующему утверждению:

1. В соответствии с методическими рекомендациями по реализации кластерной политики в субъектах РФ, которые разработаны Министерством экономического развития РФ (далее - методические рекомендации), основными задачами кластерной политики является:

1) Формирование условий для эффективного организационного развития кластеров.

2) Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера.

3) Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровне.

По мнению участников круглого стола ни одна из этих задач в настоящее время в строительной отрасли не решается. Это позволяет утверждать, что пока никакой кластерной политике в строительной отрасли Хабаровского края нет.

2. В соответствии с методическими рекомендациями основными направлениями содействия развитию кластеров, реализуемыми органами государственной власти и местного самоуправления, являются:

1) Содействие институциональному развитию кластеров, предполагающее, в том числе:

-инициирование и поддержку создания специализированной организации развития кластера,

-стратегическое планирование развития кластера,

-установление эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера,

-стимулирование укрепления сотрудничества между ними.

2) Развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия.

3) Обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров, включающих:

- повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями;

- осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров;

- предоставление налоговых льгот, в соответствии с действующим законодательством;

- снижение административных барьеров.

 

Из перечисленных выше направлений в строительной отрасли Хабаровского края реализуется сегодня только одно – повышение эффективности системы профессионального образования, о чём свидетельствует Постановление Губернатора Хабаровского края от 14.04.2011 №41 «О создании структуры кластерной модели подготовки кадров для лесной и строительной отраслей экономики Хабаровского края».

3. В соответствии с методическими рекомендациями повышение эффективности системы профессионального и непрерывного образования предполагает обеспечение сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, в том числе по следующим направлениям:

1) мониторинг и прогнозирование потребностей участников кластера в специализированных человеческих ресурсах и планирование, участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов;

2) совместная разработка образовательных программ основного и дополнительного профессионального образования;

3) общественно-профессиональная аккредитация и оценка качества содержания образовательных программ в интересах развития кластера;

4)совместная реализация образовательных программ (материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение в части целевой подготовки);

5) организация стажировок и производственной практики на предприятиях кластера.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 14.04.2011 №41 «О создании структуры кластерной модели подготовки кадров для лесной и строительной отраслей экономики Хабаровского края» утверждено Положение о комиссии по формированию структуры кластерной модели подготовки кадров для строительной отрасли. Однако в перечень основных задач кластерной комиссии включены только два из пяти направлений, перечисленных выше.


Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод об отсутствии системного подхода к организации деятельности органов власти Хабаровского края по содействию развитию строительного кластера, что заранее обрекает эту деятельность на неуспех.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. НП СРО «Дальневосточное объединение строителей» обратиться в Правительство Хабаровского края со следующими вопросами:

-Планируется ли развитие строительного кластера в Хабаровском крае?

-Какой орган государственной власти Хабаровского края уполномочен содействовать развитию строительного кластера в крае, и какова его компетенция?

-В каких правовых актах органов государственной власти Хабаровского края зафиксированы данные решения?

2. В случае если развитее строительного кластера в Хабаровском крае запланировано, то предложить Правительству Хабаровского края (или уполномоченному органу)

-инициировать процесс разработки и принятия стратегии развития строительного кластера Хабаровского края, используя при этом механизм государственного заказа;

-подготовить заявку и участвовать в конкурсе субъектов федерации на получении федеральной субсидии для развития строительного кластера Хабаровского края.

Презентация на КС (в формате Power Point 2003)

Положение КС

Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ

Новый список круглого стола 20.01.12