Дальневосточникам нужны дома и новая авиакомпания

Дальневосточникам нужны дома и новая авиакомпания

Юрий Трутнев поставил задачу - больше строить жилья на Дальнем Востоке.

Михаил Дегтярев предложил, как это можно сделать

 На заседании Совета глав регионов Дальневосточного федерального округа одной из ключевых тем была работа строительного комплекса. Глава Хабаровского края Михаил Дегтярёв внёс комплекс предложений, призванный стимулировать строительную сферу региона и решить значительную часть накопившихся в ней проблем.

А отправную точку для работы дал заместитель председателя Правительства РФ - полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, заявив «жилья для дальневосточников строится мало»

  - Оно продается по весьма высокой цене. В среднем по округу один квадратный метр стоит около 91 тысячи рублей, - сказал Юрий Трутнев. - Два дня назад во время посещения Чукотки осмотрел вновь построенные дома. Стоимость одного квадратного метра в них достигает 180 тысяч рублей.

Основной причиной является завоз практически всех стройматериалов. Но это не только проблема Чукотки, это проблема всего Дальнего Востока. Посмотрим, как это решить.

Частично проблема финансовой доступности жилья решилась за счёт ввода льготной ипотеки. При этом очевидно, что без снижения цены этот инструмент эффективно работать не сможет. 

Есть все условия

Правительство РФ, напомним, ввело беспрецедентные меры, направленные на повышение доступности жилья.

Существующая «Дальневосточная ипотека» помогла получить кредит более 18 тысячам семей на сумму 66 млрд. рублей.

В округе действуют и другие льготные ипотечные программы: «Сельская ипотека», «Семейная ипотека» и «Льготная ипотечная программа по ставке 6,5% годовых».

Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин говорит, что в части развития строительной отрасли и достижения показателей национальных целей до 2030 года должно быть построено более 1 млрд. кв. метров жилья, то есть 26% от общего объёма всего жилищного фонда в России.

   - Каждый пятый метр в стране должен стать новым, - утверждает министр. - Субъекты ДФО должны построить с 2021 по 2024 год около 13 млн. кв. метров, а к 2030 году - около 40 млн. кв. метров. В целом по округу динамика ввода жилья в 2020 году в сравнении с 2019 выше среднероссийского значения.

Шесть регионов ДФО смогли нарастить объемы ввода по сравнению с 2019 годом. Это - Камчатский край, Сахалинская область, Чукотский автономный округ, Магаданская область, Приморский край, Республика Бурятия.
Если говорить о выполнении показателей национального проекта 2020 года - в целом по округу показатель достигнут, выполнение 105,6 процента.

Темп роста строительных работ в ДФО за 2020 год составил 97,5%, ввод жилых домов - 101,6%. По мнению главы Минстроя России, одним из акцентов в развитии строительства в ДФО является формирование современной инфраструктуры, которая призвана обеспечить создание комфортной среды для жизни населения.

Три субъекта - Хабаровский край, Республика Саха (Якутия) и Амурская область - сообщили о готовности к участию в реализации механизма инфраструктурных облигаций.

Хабаровский край, Амурская область, Республика Бурятия и Забайкальский край принимают участие в программе бюджетного софинансирования строительства инфраструктуры «Стимул», направленной на повышение доступности социальных и иных инфраструктурных объектов для граждан.

С места виднее

С предложениями по развитию строительного комплекса выступили главы дальневосточных регионов. Так глава Хабаровского края Михаил Дегтярёв сказал, что у нас растет спрос на жилье. В 1,6 раза вырос объём ипотечного жилищного кредитования. Ипотечных кредитов выдано почти 17 тысяч. Из них четверть - льготные ипотечные кредиты под строительство жилья, и прежде всего по программе «Дальневосточная ипотека».

В прошлом году в Хабаровском крае было введено 229,3 тыс. кв. метров, что на 22% ниже по сравнению с 2019 годом. Для увеличения темпов строительства предлагается ввести поддержку комплексной жилищной застройки за счёт создания инженерной, транспортной инфраструктуры.
В крае в ключевых агломерациях насчитывается более 10 площадок с потенциальной застройкой на 2,3 млн. кв. метров жилья. Регион готов применять новые механизмы финансирования инфраструктуры за счет инфраструктурных облигаций, целевых бюджетных кредитов.
Одно из предложений Михаила Дегтярева - расширение ТОР на территории комплексной застройки. А для поддержки индивидуального жилищного строительства запланирован проект «Дом дальневосточника» на основе деревянного домостроения. На территории края намерены запустить производство домокомплектов не менее 10 тысяч в год.

Здесь, очевидно, Михаил Дегтярёв очень по-хозяйски стремится уловить новый тренд. Ведь один из самых перспективных рынков - индивидуальное домостроение.

Благодаря выгодному географическому положению и наличию обширного лесного фонда, Хабаровский край может стать одним из лидеров страны по производству готовых домокомплектов из дерева. Продукция таких заводов будет востребована не только внутри края, но и по всей стране.

 - Стоимость возведения дома по технологии индустриального индивидуального домостроения существенно ниже, - говорит Дегтярев, - чем при использовании панелей или блочном домостроении.
Сроки строительства по такой технологии также кратно ниже. Благодаря этому только с помощью имеющейся производственной базы можно наладить выпуск и возведение до 10 тысяч готовых домов в год.

Куда ж без кадров и земли?!

Управляющий директор ДОМ.РФ по Дальнему Востоку Александр Левинталь говорит, что ДФО стал единственным в России округом, где в 2020 году было зафиксировано увеличение объёмов строящегося жилья.
Одной из задач Единого института развития в жилищной сфере по активизации строительства в округе, по его словам, является обеспечение земельными участками проектов комплексного развития территории (КРТ).
ДОМ.РФ, наделенный агентскими полномочиями по вовлечению федеральных земель в хозяйственный оборот, разработал механизмы, позволяющие существенно сократить сроки градостроительной подготовки территории к началу строительства от 2,5 лет до 6-9 месяцев.
Госкомпания подготовила предложение, чтобы участки под КРТ предлагались девелоперам с уже подготовленными документами по планировке территории.

Кроме того, ДОМ.РФ заключил соглашение с рядом дальневосточных регионов по финансированию жилищных проектов с помощью механизма инфраструктурных облигаций.

Это минимизирует затраты застройщиков на строительство социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры при возведении многоквартирных домов.

Также госкомпания реализует в регионе проекты по созданию пула арендного жилья - для граждан, которые не имеют возможность воспользоваться ипотечными программами даже по льготной ставке.

Подводя итоги совещания, Юрий Трутнев отметил, что проблемы, связанные со строительной сферой, в том числе отсутствие крупных квалицированных строительных компаний, завоз строительных материалов из других регионов и отсутствие собственных производств, требуют нетривиального решения.

 - Мы с министерством строительства договорились о том, что они рассмотрят новую систему управления строительством,  - сказал полпред. - Мне кажется, что Минстрой должен взять ответственность в значительной степени на себя.
Надо создать систему управления строительством на Дальнем Востоке. Кроме того, надо заняться отраслью строительных материалов. Я попросил коллег создать отдельную систему преференций для этой отрасли.
Есть, по словам Трутнева, еще целый ряд вопросов, связанных с разрешительной документацией, но они будут решаться в рамках общего плана работы правительства. Потому что сегодня перед ним стоит задача в целом упростить администрирование строительной отрасли.

«Аврора» готовится к полету

Другой ключевой темой на совете округа стало исполнение поручения президента РФ о создании единой дальневосточной авиационной компании.
Уже разработана ее концепция. Она аккумулировала потребность в воздушных судах и объёмы государственной поддержки до 2025 года. Есть схема и социально значимых маршрутов. Это 66 межрегиональных и 469 местных.
Как отметили на совете, Минпромторгом России, авиакомпанией «Аврора», на базе которой создана единая дальневосточная авиакомпания, и государственной транспортной лизинговой компанией (АО «ГТЛК») подписан график поставки 45 российских воздушных судов. Авиапарк составят SSJ‑100, Ил‑114-300, Л‑410, ЛМС «Байкал».

Единая дальневосточная авиа­компания «Аврора» должна начать работу уже в мае, заявил Юрий Трутнев.

В капитал единой дальневосточной авиакомпании войдут Сахалинская область (50% минус 1 акция), еще 10 регионов ДФО в равных долях (по 5%) и РФ («золотая акция»). Для этого регионы передадут 25% плюс 1 акцию в принадлежащих им авиакомпаниях в собственность или управление АО «Авиакомпания «Аврора».

  - Самое главное - мы должны в течение самого ближайшего времени авиакомпанию запустить. Поэтому постараемся буквально на следующей неделе решить вопрос с объемом субсидирования и в течение ближайшего месяца компания должна начать работать.
Мы обсуждали вопрос, связанный с тем, что у нас ряд регионов не получили субсидии на авиаперевозки. Минтранс мне поклялся, что они в течение недели этот вопрос решат, - сказал Юрий Трутнев.
Все регионы Дальнего Востока уже подписали соглашение и станут акционерами дальневосточной авиакомпании «Аврора». С другими авиакомпаниями, которые работают на Дальнем Востоке, будут заключаться код-шеринговые соглашения.
Полпред особо отметил, что удалось договориться, в том числе с Минфином, что закупка новых самолётов будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, а не через лизинговые компании и кредитование.

  - Потому что у вновь создаваемой компании все-таки более всего социальная направленность. Она не коммерческая, на ней никто не собирается зарабатывать кучу денег, ее задача повысить транспортную доступность и перевозить большее количество людей, предоставить возможность авиационного сообщения в труднодоступные населенные пункты.

Поэтому, если мы там сейчас возьмем кредит компании на закупку судов, то просто отдать его не удастся, не сможем держать нормальную цену на билеты, - сказал Юрий Трутнев.
На данный момент в дорожной карте создания авиакомпании прописан график поставок российских самолетов Superjet 100 и Ил‑114, а также легкомоторного судна, которым, скорее всего, станет «Байкал».

Где инвестпроекты?

  - Могу уверенно сказать, что система преференций для инвесторов, которые работают сегодня на Дальнем Востоке,  - лучшая в Российской Федерации, - заявил на совеие Юрий Трутнев. - Она лучше и по объёму привлеченных инвестиций, и по мультипликатору, он сегодня фактически 1 к 28: на один рубль бюджетных инвестиций приходится 28 частных. Это хорошая сторона картинки.
Но есть, по словам полпреда, и не очень хорошая. У нас значительно уменьшился прирост новых инвесторов. С чем это связано? Наверное, с пандемией в том числе. Но только ли с пандемией?

  - Я не знаю ответа на этот вопрос, - говорит Трутнев. - Я попросил Минвостокразвития проанализировать работу института развития. Мы создаем новый институт, объединяя три старых. У меня есть ощущение, что в процессе этого объединения мы что-то начинаем терять.
Мы начинаем терять темпы работы, начинаем терять контакт с инвестором. Если раньше мы практически постоянно проводили встречи с инвесторами, я в них участвовал, то сейчас, еще раз говорю, может быть ограничения, связанные с пандемией, привели к тому, что этот контакт в определенной степени начал проседать.

Это недопустимо. Мы обещали инвесторам помогать. У них постоянно возникают какие-то вопросы, связанные с реализацией проектов. Надо всю эту систему немедленно возрождать. Пусть в режиме видеоконференц-связи.
Национальные цели

У нас есть 22 показателя, по которым ответственные министерства планово установили по Дальнему Востоку более низкие значения, чем стоят в среднем по России. Это недопустимо, - считает Юрий Трутнев.
Потому что есть решение президента Российской Федерации, что все показатели национальных целей на Дальнем Востоке по каждому субъекту должны быть выше среднероссийских.
Соответствующее решение принято председателем правительства.

  - Поэтому я об этом с руководителями федеральных органов исполнительной власти говорил. Они взяли на себя обязательства исправить ситуацию, - заявил Юрий Трутнев.
Вторая проблема, по его словам, связана с темпами реализации нацпроектов. Здесь у нас те же вопросы, как и в организации строительной отрасли: задержка тех или иных объектов, проблема несовпадения цен.


  - Те плановые значения, те оценки, которые применялись по конкретным объектам, не всегда совпадают с реальными возможностями строительства в субъектах Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке, - заявил Юрий Трутнев. - Поручения даны. Коллеги обещали эту ситуацию исправить.

Виктор Илин.

https://toz.su/newspaper/vsekh_kasaetsya_/dalnevostochnikam_nuzhny_doma_i_novaya_aviakompaniya/