Саморегулирование в строительной отрасли: проблемы и перспективы.
некоммерческим организациям, функций государства, прежде всего в сфере регулирования тех или иных сфер деятельности. Речь идет о саморегулировании, создании саморегулируемых организаций (СРО). Данный механизм регулирования с помощью саморегулируемых организаций позволит вывести из сферы государственного регулирования оценку соответствия организаций строительного комплекса и смежных отраслей деятельности установленным правилам. Процесс передачи государством части функций регулирования начался в условиях, когда государственное регулирование стало тормозить развитие общества, поскольку на сегодняшний день фактически вся деятельность по регулированию сосредоточена в разных органах государственного управления, которые часто дублируют друг друга, создавая ситуацию избыточного регулирования. Институт саморегулирования является средством дебюрократизации экономики, институтом защиты предпринимателей от избыточного государственного контроля и, в целом, необоснованного вмешательства в рыночные процессы.
С 2007 года в России идет внедрение саморегулирования бизнеса как эффективного механизма, дополняющего, а иногда и заменяющего государственное вмешательство в экономику.
Интерес к саморегулированию хозяйственной деятельности повысился в связи с попытками формулирования и реализации государственной политики по оптимизации функций государства в экономике. Задача снижения административного давления на бизнес впервые была поставлена в экономической программе Правительства России на долгосрочную перспективу, принятой в 2001 г. , и развита в последующих программных документах. В идеале необходимо обеспечить систему, при которой государство вмешивается в экономику только в тех случаях, когда никакими иными способами решить существующие проблемы невозможно, и выгоды от государственного вмешательства превышают связанные с ним издержки. Развитие саморегулирования бизнеса рассматривается как важный составной элемент реализации этой стратегии.
Мировой опыт показывает, что саморегулирование бизнеса в ряде случаев может быть эффективной альтернативой государственному вмешательству в экономику, обеспечивая снижение государственных расходов на регулирование, большую гибкость и больший учет интересов участников рынка. С другой стороны, организации саморегулирования могут существенно ограничивать конкуренцию, создавая барьеры входа на рынок и игнорируя интересы аутсайдеров. Поэтому использование института саморегулирования как альтернативного государственному регулированию способа преодоления провалов рынка требует определения условий, при которых развитие саморегулирования возможно и оправдано с точки зрения интересов участников рынка и общественных интересов.
Саморегулирование в общем случае осуществляется через организации. Организация саморегулирования, во-первых, выполняет функцию контролера, а во-вторых, центрального агента, с которым заключают контракты участники организации. Исходя из этого, можно сформулировать определение саморегулирования.
Определение саморегулирования
Прежде всего, необходимо определить, что же понимается под термином «саморегулирование» (self-regulation) . Вводимое определение должно
быть одновременно операциональным и реалистичным.
С научной точки зрения Саморегулирование – это институт, в рамках которого группой экономических агентов создаются и изменяются легитимные (не противоречащие формальным, установленным государством) правила, регулирующие хозяйственную деятельность этих агентов, объекты контроля имеют возможность легитимно управлять поведением контролера (регулятора). [Крючкова, Обыденов, 2003].
Федеральный закон № 315-ФЗ от 1 декабря 2007 года «О саморегулируемых организациях» в Статья 2. дает следующее Понятие саморегулирования:
1. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Саморегулирование в соответствии с Федеральным законом
№ 315-ФЗ осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.
Законодательная база саморегулирования в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях
Для начала, необходимо понять предпосылки, способствовавшие принятию Федерального Закона № 80-ФЗ от 02.07.2005, который отменил лицензирование с 01.01.2007 года, кстати, не только в строительстве. На смену лицензирования Федеральным законом № 315-ФЗ от 1 декабря 2007
года введено саморегулирование. Для организации саморегулирования в строительной отрасли 22 июля 2008 года вышел Федеральный закон № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон определил несколько повышенные требования для саморегулируемых организаций в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях.В Градостроительный кодекс добавлена Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Статья 55.1. определяет: Основными целями саморегулируемых организаций являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории
и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. Содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение правил и стандартов, а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов.
148-ФЗ разделил строительный комплекс на три части: саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания; саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации; саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Большинство организаторов СРО считают, что таким образом строительный комплекс разрезали по живому. Немало строительных организаций, которые имеют свои группы проектировщиков и изыскателей. Сегодня они вынуждены вступать в три СРО и везде надо платить членские взносы, взносы в компенсационный фонд. Правление Дальневосточного объединения строителей уже направило свое мнение законодателям, о том, что необходимо разрешить создание комплексных СРО, куда бы входили, как строители, так проектировщики и изыскатели.
Законом определены следующие требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации: в строительстве не менее 100 организаций или частных предпринимателей, в проектировании и инженерных изысканиях не менее 50 организаций. Компенсационный фонд не менее 300 тысяч рублей с каждой строительной организации и не менее 150 тысяч рублей с каждой проектной или изыскательской организации при условии страхования гражданской ответственности. Практика формирования СРО в стране насчитывает всего полгода, но некоторый опыт уже есть. Так вот, с точки зрения количества, например, строительных организаций в СРО, есть мнение необходимо увеличить до 250 минимальное количество по двум причинам. Первая причина состоит в том, что малочисленная организация
не сможет полноценно обеспечить функции саморегулирования из - за недостатка средств на содержание необходимого количества сотрудников даже при завышенной планке членских взносов. Кроме того, завышенные взносы не популярны в строительном сообществе, поскольку нагрузка на строителей в период формирования СРО и так большая. При 250 строительных организациях и выше будет возможность при оптимальных взносах наладить методичную работу по выполнению функций саморегулирования.
Вторая причина, по которой необходимо увеличить численность организаций в строительных СРО до 250 – это отсечь от СРО недобросовестных прилипал, которые стали плодиться как грибы. Это как в кетовую путину у нас на Дальнем Востоке: выходят на рыбалку легитимные рыбаки со всеми квотами и лицензиями, а вместе с ними выходят и браконьеры с нелегальными орудиями лова. Сегодня многие, кто совсем недавно отчаянно боролся против саморегулирования в строительства, так называемые АнтиСРО, в одночасье перекрасились в сторонников и заявили, что создают СРО. Цели у таких фантомов очевидны. Это безответственно поживиться за счет строителей, собрать взносы, прокрутить их в своих интересах. Это те, кто в прошлом торговал лицензиями, а сегодня эта «кормушка» закончилась. Строителям необходимо быть внимательнее при выборе партнерства. Доверия может вызывать только некоммерческое партнерство, методично работающее уже не первый год в этом направлении, известное в широких кругах, имеющее свой сайт, то есть работающее прозрачно, открыто.
Компенсационный фонд субсидиарной ответственности в 300 тысяч рублей с каждой организации то же подвергается критике со стороны практиков
СРО. На наш взгляд, если этот фонд субсидиарной ответственности, то он должен отвечать своему предназначению и быть дифференцированным.
Так, например, если в организации годовой оборот подрядных работ составляет всего 50 миллионов рублей, то его взнос в компенсационный фонд должен быть, например, 150 тысяч рублей, если этот оборот превышает 100 млн. руб., то 200 тысяч, а если более миллиарда, то и миллион рублей взнос будет для этой организации по настоящему субсидиарной ответственностью. А сегодня он для всех единый, что для тех, у кого 5 млн. руб. оборот и для тех, у кого 5 млрд. оборот. Мы так же направили свои предложения законодателю по изменению взносов в компенсационный фонд с точки зрения его дифференциации.
С 1 января 2010 года лицензирование в строительстве отменено окончательно. В целях реализации государственной политики перехода строительной отрасли на саморегулирование и исполнения требований Федерального закона № 148-ФЗ в 2008 году было создано Некоммерческое партнерство «Дальневосточное объединение строителей» (НП ДВОСТ) под цели саморегулирования в области строительства.
Сегодня НП ДВОСТ насчитывает более 150 строительных организаций, сформировал компенсационный фонд, готовится на регистрацию в Ростехнадзоре, как саморегулируемая организация.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от
22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Министр регионального развития Российской Федерации издал Приказ № 274 от 09 декабря 2008 г., которым утвердил перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Приказом установлено что:
1) Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст.16), а также в отношении объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе в соответствии частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых
домов;
2) виды работ по подготовке проектной документации, содержащиеся в Перечне, могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, а виды работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту – только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Некоммерческим партнёрством «Дальневосточное объединение строителей» в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», а также Устава Некоммерческого партнерства «Дальневосточное объединение строителей» разработан Стандарт саморегулирования «Требования к выдаче и условия выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
Настоящий Документ устанавливает условия выдачи НП ДВОСТ свидетельств о допуске к видам работ, утверждённых Приказом Министерства регионального развития №274 от 09.12.2008 г., регулирует вопросы, которые относятся к сфере деятельности Партнёрства.
В Федеральном законе № 148-ФЗ от 22 июля 2008 г. и в приказе № 274 Министра регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 года, которым утвержден перечень работ (классификатор), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства не указаны функции заказчика (застройщика) и генерального подрядчика, поскольку это услуги, которые не имеют материальной составляющей и не влияют на безопасность объектов капитального строительства. На эти виды услуг саморегулируемая организация (НП ДВОСТ) не будет выдавать свидетельства о допуске вместо ли¬цензии.
Документом, позволяющим подтвердить соответствие предприятия на право заниматься этими услугами может служить сертификат соответствия на выполнение функций заказчика (застройщика) и генерального подрядчика Системы добровольной сертификации «Росстройсертификация».
Правилами сертификации Системы добровольной сертификации «Росстройсертификация» установлено, что функции заказчика (застройщика) и
генерального подрядчика могут выполнять строительные организации, в которых организационно-штатная структура соответствует требованиям строительных норм и правил по организации строительства (СНиП 12-01-2004), а специально подготовленный инженерно-технический состав способен проводить обследование технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений (ГОСТ 27751-88), осуществлять контроль качества строительства, оказывать консультационные услуги по организации и технологии строительства
Более года назад была создана Ассоциация развития строительного комплекса Хабаровского края. Ассоциацию возглавил известный строитель, Генеральный директор ОАО «Дальстроймеханизация» Федор Яковлевич Глушков.
Задачи и функции Ассоциации и НА ДВОСТ несколько отличаются, отличается и состав организаций. Так, НП «Дальневосточное объединение строителей» будет заниматься только выдачей свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и контролем выполнения правил и стандартов. В НП ДВОСТ могут входить только строительные организации.
Ассоциация занимается вопросами повышения квалификации и аттестацией ИТР, развитием инноваций в строительном комплексе, вопросами социального партнерства и так далее. В состав Ассоциации могут входить наряду со строителями производители строительной продукции и проектировщики, то есть любые представители строительного комплекса.
Более двух лет я занимаюсь проблемами организации саморегулирования в строительстве и у меня не вызывает сомнений, что выбран правильный путь, направленный на повышение ответственности строителей за качество и безопасность строительных работ, появился новый рыночный инструмент повышения конкурентоспособности строительных органиазций.
Сорокин М.Н.
Президент Некоммерческого партнерства
«Дальневосточное объединение строителей» (НП ДВОСТ)
г. Хабаровск
Комментарии:
а нужно ли вообще сро? заменить существующие контролирующие органы? вступление это купить право трудится? тогда завтра покупка пенсионной жизни,иметь детей, пить воду.и вообще жить.вывод прост увеличение паразитирующих структур поднимает цену.на всё. а кто ответит за все!
2010-03-05 08:40:21Есть и другое мнение.Оно тоже имеет прво на существование.
2010-01-20 19:54:52Перечень опасных работ очень завышен.
Мелкие инженерный фирмы с историей 10-16 лет исчезнут.