Саморегулирование в строительной отрасли: проблемы и перспективы.

Саморегулирование в строительной отрасли: проблемы и перспективы.


Одной из самых важных задач в развитии демократии является укрепление гражданского общества в Российской Федерации. Современная парадигма  формирования гражданского общества – это постепенная передача институтам гражданского общества, в  основном, негосударственным

некоммерческим организациям, функций государства, прежде всего в сфере регулирования тех или иных сфер деятельности. Речь идет о саморегулировании, создании саморегулируемых организаций (СРО).   Данный механизм регулирования с помощью саморегулируемых организаций  позволит вывести из сферы государственного регулирования оценку соответствия организаций  строительного комплекса  и смежных отраслей деятельности установленным правилам.  Процесс передачи государством части функций регулирования  начался в условиях, когда государственное регулирование стало тормозить  развитие общества, поскольку  на сегодняшний день   фактически вся деятельность по регулированию сосредоточена  в разных органах государственного управления, которые часто дублируют друг друга, создавая ситуацию избыточного регулирования.    Институт саморегулирования является средством  дебюрократизации  экономики, институтом защиты предпринимателей  от избыточного государственного контроля и, в целом, необоснованного вмешательства в рыночные процессы.

С 2007  года в России  идет внедрение   саморегулирования бизнеса как эффективного механизма, дополняющего, а иногда и заменяющего государственное вмешательство в экономику.

Интерес к саморегулированию хозяйственной деятельности повысился в связи с попытками формулирования и реализации государственной политики по оптимизации функций государства в экономике. Задача снижения административного давления на бизнес впервые была поставлена в экономической программе Правительства России на долгосрочную перспективу, принятой в 2001 г. , и развита в последующих программных документах. В идеале необходимо обеспечить систему, при которой государство вмешивается в экономику только в тех случаях, когда никакими иными способами решить существующие проблемы невозможно, и выгоды от государственного вмешательства превышают связанные с ним издержки.  Развитие саморегулирования бизнеса рассматривается как важный составной элемент реализации этой стратегии.

 Мировой опыт показывает, что саморегулирование бизнеса в ряде случаев может быть эффективной альтернативой государственному вмешательству в экономику, обеспечивая снижение государственных расходов на регулирование, большую гибкость и больший учет интересов участников рынка. С другой стороны, организации саморегулирования могут существенно ограничивать конкуренцию, создавая барьеры входа на рынок и игнорируя интересы аутсайдеров. Поэтому использование института саморегулирования как альтернативного государственному регулированию способа преодоления провалов рынка требует определения условий, при которых развитие саморегулирования возможно и оправдано с точки зрения интересов участников рынка и общественных интересов.


 Саморегулирование в общем случае осуществляется через организации. Организация саморегулирования, во-первых, выполняет функцию контролера, а во-вторых, центрального агента, с которым заключают контракты участники организации. Исходя из этого,  можно сформулировать определение саморегулирования.

 

  Определение саморегулирования 


Прежде всего, необходимо определить, что же понимается под термином «саморегулирование» (self-regulation) . Вводимое определение должно
быть одновременно операциональным и реалистичным.


С научной точки зрения Саморегулирование – это институт, в рамках которого группой экономических агентов создаются и изменяются легитимные (не противоречащие формальным, установленным государством) правила, регулирующие хозяйственную деятельность этих агентов, объекты контроля имеют возможность легитимно управлять поведением контролера (регулятора). [Крючкова, Обыденов, 2003].


 Федеральный закон № 315-ФЗ от 1 декабря 2007 года «О саморегулируемых организациях» в Статья 2. дает следующее Понятие саморегулирования:

1. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

  Саморегулирование в соответствии с Федеральным законом

№ 315-ФЗ осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Законодательная база саморегулирования в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях

Для начала, необходимо  понять предпосылки,  способствовавшие  принятию  Федерального Закона  № 80-ФЗ  от 02.07.2005, который отменил лицензирование с 01.01.2007 года,  кстати, не только в строительстве. На смену лицензирования Федеральным законом  № 315-ФЗ  от 1 декабря 2007
года введено саморегулирование.  Для организации саморегулирования в строительной отрасли 22 июля 2008 года вышел Федеральный закон № 148-ФЗ  «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и   отдельные законодательные акты Российской Федерации».    

 Закон   определил несколько повышенные требования для  саморегулируемых организаций в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях.В Градостроительный кодекс добавлена Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Статья 55.1. определяет:  Основными целями саморегулируемых организаций являются:

1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории
и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;

2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

2. Содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение  правил и стандартов, а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов.

148-ФЗ разделил строительный комплекс на три части: саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания; саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации; саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Большинство организаторов СРО считают, что таким образом строительный комплекс разрезали по живому. Немало строительных организаций, которые имеют свои группы проектировщиков и изыскателей. Сегодня они вынуждены вступать в три СРО и везде надо платить членские взносы, взносы в компенсационный фонд. Правление Дальневосточного объединения строителей  уже направило свое мнение законодателям, о том, что необходимо разрешить создание комплексных СРО, куда бы входили, как строители, так проектировщики и изыскатели.

  Законом определены следующие требования   к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации:  в строительстве не менее 100 организаций или частных предпринимателей, в проектировании и инженерных изысканиях не менее 50 организаций. Компенсационный фонд не менее 300 тысяч рублей с каждой строительной организации и не менее 150 тысяч рублей с каждой проектной или изыскательской организации при условии страхования гражданской ответственности.  Практика формирования СРО в стране насчитывает всего  полгода, но  некоторый опыт  уже есть. Так вот, с точки зрения количества, например, строительных организаций в СРО, есть мнение  необходимо увеличить до 250 минимальное количество по двум причинам. Первая причина состоит в том, что малочисленная организация 
не сможет полноценно обеспечить функции саморегулирования из - за недостатка  средств на содержание необходимого количества сотрудников даже при завышенной планке членских взносов.  Кроме того, завышенные взносы не популярны в строительном сообществе, поскольку нагрузка на строителей в период формирования СРО и так большая.  При 250 строительных организациях и выше будет возможность при оптимальных взносах наладить методичную работу по выполнению функций саморегулирования. 

Вторая причина, по которой необходимо увеличить численность организаций в строительных СРО до 250 – это  отсечь от СРО   недобросовестных  прилипал, которые стали плодиться как грибы. Это как в кетовую путину у нас на Дальнем Востоке: выходят на рыбалку легитимные рыбаки со всеми квотами и лицензиями, а вместе с ними  выходят и браконьеры с нелегальными орудиями лова. Сегодня многие, кто совсем недавно отчаянно боролся против саморегулирования в строительства, так называемые АнтиСРО, в одночасье  перекрасились в сторонников и заявили, что создают СРО. Цели у таких фантомов очевидны. Это безответственно  поживиться за счет строителей, собрать взносы, прокрутить их   в своих интересах. Это те, кто в прошлом торговал лицензиями, а сегодня эта «кормушка»  закончилась. Строителям необходимо быть внимательнее  при выборе партнерства.  Доверия может вызывать только некоммерческое партнерство, методично  работающее уже не первый год в этом направлении, известное в широких кругах, имеющее свой сайт, то есть работающее прозрачно, открыто.

Компенсационный фонд субсидиарной ответственности в 300 тысяч рублей с каждой организации  то же подвергается критике со стороны практиков
СРО.  На наш взгляд, если этот фонд субсидиарной ответственности, то он должен отвечать своему предназначению и  быть дифференцированным.

Так, например, если в организации годовой оборот подрядных работ составляет всего 50 миллионов рублей,  то его взнос в компенсационный фонд должен быть, например,  150 тысяч  рублей, если этот оборот превышает 100 млн. руб., то 200 тысяч, а если более миллиарда, то и миллион рублей взнос будет для этой организации  по настоящему субсидиарной ответственностью. А сегодня он для всех единый, что для тех, у кого 5 млн. руб. оборот и для тех, у кого 5 млрд. оборот. Мы так же направили свои предложения законодателю по изменению взносов в компенсационный  фонд с точки зрения его дифференциации.

 С 1 января 2010 года лицензирование  в строительстве отменено окончательно. В целях реализации  государственной политики перехода строительной отрасли на саморегулирование и исполнения требований Федерального закона № 148-ФЗ  в 2008 году было создано Некоммерческое партнерство   «Дальневосточное объединение строителей» (НП ДВОСТ) под цели саморегулирования в области строительства.

     Сегодня  НП ДВОСТ насчитывает более 150 строительных организаций,   сформировал компенсационный фонд, готовится на регистрацию в Ростехнадзоре, как саморегулируемая организация.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от
22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Министр регионального развития Российской Федерации издал Приказ № 274 от 09 декабря 2008 г., которым  утвердил перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. 

  Приказом установлено  что:

1) Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст.16), а также в отношении объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе в соответствии частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых
домов;

2) виды работ по подготовке проектной документации, содержащиеся в Перечне, могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, а виды работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту – только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Некоммерческим партнёрством «Дальневосточное объединение строителей»     в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации,   Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», а также Устава Некоммерческого партнерства «Дальневосточное объединение строителей»  разработан Стандарт саморегулирования «Требования к выдаче и условия выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

  Настоящий Документ устанавливает условия выдачи  НП ДВОСТ свидетельств о допуске к видам работ, утверждённых Приказом Министерства регионального развития №274 от 09.12.2008 г.,   регулирует вопросы, которые относятся к сфере деятельности Партнёрства. 

В Федеральном законе № 148-ФЗ от 22 июля 2008 г. и в приказе № 274 Министра регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 года, которым утвержден перечень работ (классификатор), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства не  указаны функции заказчика (застройщика) и генерального подрядчика, поскольку это услуги, которые не имеют материальной составляющей и не влияют на безопасность объектов капитального строительства. На эти виды  услуг саморегулируемая организация (НП ДВОСТ) не будет выдавать свидетельства о допуске вместо ли¬цензии.

     Документом, позволяющим подтвердить соответствие предприятия на право заниматься этими  услугами может служить сертификат соответствия на выполнение функций заказчика (застройщика) и генерального подрядчика Системы добровольной сертификации «Росстройсертификация».

  Правилами сертификации Системы добровольной сертификации «Росстройсертификация»  установлено, что функции заказчика (застройщика) и
генерального подрядчика могут выполнять строительные организации, в которых организационно-штатная структура соответствует требованиям строительных норм и правил по организации строительства (СНиП 12-01-2004), а специально подготовленный инженерно-технический состав способен проводить обследование технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений (ГОСТ 27751-88), осуществлять контроль качества строительства, оказывать консультационные услуги по организации и технологии строительства

Более года назад  была создана Ассоциация развития строительного комплекса Хабаровского края.  Ассоциацию возглавил известный строитель, Генеральный директор ОАО «Дальстроймеханизация»  Федор Яковлевич Глушков.   

Задачи и функции Ассоциации и НА ДВОСТ несколько отличаются, отличается и состав организаций. Так, НП «Дальневосточное объединение строителей» будет заниматься только выдачей  свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и контролем выполнения правил и стандартов. В НП ДВОСТ могут входить только строительные организации.

Ассоциация  занимается вопросами  повышения квалификации и аттестацией ИТР,  развитием  инноваций в строительном комплексе,  вопросами социального партнерства и так далее. В состав Ассоциации могут входить наряду со строителями  производители строительной продукции и проектировщики, то есть любые представители строительного комплекса.

 Более двух лет я занимаюсь проблемами организации саморегулирования в строительстве и у меня не вызывает сомнений, что  выбран правильный путь, направленный на повышение ответственности строителей за качество и безопасность  строительных работ,  появился новый рыночный инструмент повышения конкурентоспособности строительных органиазций.
 

Сорокин М.Н.
Президент  Некоммерческого партнерства
 «Дальневосточное объединение строителей» (НП ДВОСТ)
г. Хабаровск

Комментарии:

  • сергей Reply

    а нужно ли вообще сро? заменить существующие контролирующие органы? вступление это купить право трудится? тогда завтра покупка пенсионной жизни,иметь детей, пить воду.и вообще жить.вывод прост увеличение паразитирующих структур поднимает цену.на всё. а кто ответит за все!

    2010-03-05 08:40:21
  • Андрей Reply

    Есть и другое мнение.Оно тоже имеет прво на существование.
    Перечень опасных работ очень завышен.
    Мелкие инженерный фирмы с историей 10-16 лет исчезнут.

    2010-01-20 19:54:52
Для отправки своего комментария Вам необходимо авторизоваться! Вы не авторизованы!