Ассоциация «Сахалинстрой»: О Центре по ценообразованию в строительстве

Ассоциация «Сахалинстрой» вынуждена обратиться к областному прокурору привлечь к ответственности руководителей Центра по ценообразованию в строительстве и министерства ЖКХ области.

По результатам работы общественного контроля закупок в сфере строительства, специалистами Ассоциации «Сахалинстрой» было выявлено 15 закупок капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры Сахалинской области, которые не содержали проектной и рабочей документации, что грубо нарушает права подрядчиков и жителей области. 

При этом, в составе закупочной документации имелись положительные заключения достоверности сметной стоимости работ и согласования стоимости с министерством жилищно-коммунального хозяйства области. В числе таких закупок капремонт коммунальных сетей городов Долинск, Корсаков, Оха, Южно-Сахалинск и ряда других районов Сахалинской области.

В ходе проведения мониторинга региональных закупок были выявлены торги, в которых отсутствовала проектная и рабочая документация (описание объектов закупок), что является грубейшим нарушением одновременно обязательных  требований Гражданского Кодекса Российской Федерации,  Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а также Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Большого внимания и удивления заслуживает то, что в этих 15-ти закупках в комплекте аукционной документации содержались сведения о наличии положительного заключения о достоверности сметной стоимости, каждое из которых было выдано КПСО «Сахалинский Региональный Центр по Ценообразованию в Строительстве» (директор Мария Мамонтова), (далее -  РЦЦС).

Почему удивление?

Во-первых,

Потому что  нам совершенно непонятно, как без предоставления в министерство ЖКХ Сахалинской области (министр Дмитрий Зайцев) полного перечня документов,  предусмотренных в п.п. а). б), в), пункта  8.2 (с ссылкой на пункт 8) Постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства….» - далее «Постановление»), учитывая, что подготовка проектной документации в нашем случае является обязательной, муниципальным заказчиком получено письмо из министерства в соответствии пп. з.1) пункта 8 Постановления,   подтверждающее указанную в заявлении сметную или  предполагаемую (предельную) стоимость строительства (капитального ремонта, в нашем случае) объекта капитального строительства, содержащее информацию о предполагаемых источниках финансирования строительства объекта капитального строительства, предусмотренных законом (решением) о бюджете.  По закону это невозможно!

Во-вторых,

Почему и на каком основании были приняты материалы в РЦЦС к рассмотрению, и по каким документам была проведена проверка соответствия сметной стоимости запланированных капитальных ремонтов, если в составе представленной документации отсутствуют необходимые материалы обследования существующих объектов коммунальной инфраструктуры (п.п. а) и б) пункта 8.2 Постановления), и полное отсутствие проектной и рабочей документации на проведение капитального ремонта этих объектов (п.п. в) пункта 8.2 Постановления).

Это грубейшее нарушение Постановления!

В-третьих,

РЦЦС не наделён Правительством Сахалинской области правом на проведения проверок достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Поэтому, принимая документы от муниципалитетов с этой целью, РЦЦС превышал свои полномочия (вернее присвоили чужие полномочия), а сами результаты проверок не имеют юридической силы и не подтверждают достоверность сметной документации на проведение капитального ремонта объектов.

При этом необходимо учесть, что  выполнение любых услуг по проверке достоверности сметной стоимости РЦЦК после июля 2017 года осуществляется неправомерно, а получение денежных средств за эти услуги незаконно, так как 13 июля 2017 года было принято Постановление Правительства Сахалинской области № 331, которым отменено Постановление № 285 от 30.06.14г., определяющее  организацией, уполномоченной на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов на территории Сахалинской области, если эти проекты не должны получать положительного заключения государственной экспертизы.

По нашему убеждению, за все изложенные факты и вскрытые нарушения, должны ответить причастные должностные лица в соответствии законом.

Кроме того, незаконно полученное «положительное заключение» в данном случае служит так называемым «входным билетом» для противоправного объявления закупок на данные работы по капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры и получения субсидии из областного бюджета от министерства ЖКХ области.

В связи с отсутствием проектной документации (неполные сведения, объемы работ, чертежи, расчеты и описание, проект организации капитального ремонта с учётом обеспечения комфортного проживания жителей во время ремонта и учёта климатических характеристик времени и места ремонта и т.д.) сметная стоимость в этом случае не является достоверной по определению. В этом случае, чаще всего, будут неэффективно использованы бюджетные средства и будут страдать семьи исполнителей.

Учитывая, что данное «положительное заключение» необходимо для последующего проведения закупок, а именно для обоснования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), Ассоциация «Сахалинстрой» считает, что этими действиями РЦЦС и министерство ЖКХ области способствуют незаконному проведению закупок и последующему заключению сомнительных  муниципальных контрактов, а также выполнению работ без проектной и рабочей документации с грубейшими нарушениями законных интересов и прав исполнителей, жителей жилых домов, которые будут нарушены при проведении этих работ. Всё это является грубейшим нарушением технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» и конституционного права жителей на благоприятные жизненные условия.

При этом, как правило, заказчиками грубо нарушаются законные интересы и права подрядчиков, которые по вине заказчиков не могут вовремя приступить к работам, так как заказчик не может в установленные сроки передать в производство работ проектную и рабочую документацию и сами объекты для выполнения их капитального ремонта. При этом, чаще по вине заказчиков, сроки начала и исполнения контрактов срываются, оплата за выполненные работы задерживается, а претензии за простои подрядчика не принимаются.

Ассоциация «Сахалинстрой» обратилась в министерство ЖКХ области и муниципалитетами, надеемся, что упомянутые 15 закупок будут отменены, которые размещены на торговых площадках и впредь будут исполняться федеральное законодательство и областные НПА.

Общественный контроль Ассоциации «Сахалинстрой» будет постоянно отслеживать полноту и качество закупочной документации в области. При объявлении закупок в строительстве (капитальном ремонте) без полной и качественной проектной и рабочей документации – информация будет немедленно передаваться в областную прокуратуру, а сами   закупки будут оспариваться в УФАС по Сахалинской области, как не имеющие описание объекта закупки и, соответственно, не имеющие реальной цены контрактов.

Халатное отношение заказчиков и соответствующих исполнительных органов власти к соблюдению требований специального законодательства может привести к возникновению недостатк