СЕРГЕЙ ФУРГАЛ И ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

12 ноября 2019 года с 15.00 до 16.30 в зале заседаний Правительства Хабаровского края прошло очередное заседание экспертно-аналитического совета по вопросам общественно-политического и социально-экономического развития края при губернаторе Хабаровского края. На заседании рассматривались 3 вопроса. Мною был сделан доклад по третьему вопросу — «Меры социально-экономической поддержки как способ сокращения оттока жителей края и привлечения новых специалистов». Высказались по данной теме и постоянные читатели сайта, что помогло мне в подготовке к данному выступлению — «У САЙТА «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ БЛОГ» СВОИ ЭКСПЕРТЫ». Спасибо им большое! Вот текст выступления.

Уважаемый Сергей Иванович, уважаемые эксперты!

Тема выступления «Меры социально-экономической поддержки как способ сокращения оттока жителей края и привлечения новых специалистов». Мое выступление будет не совсем стандартным. Могу предложить два варианта изложения данного материала.

Короткая версия. Никакие меры социально-экономической поддержки не заменят собой грамотно выстроенной внутренней политики государства. Пока этого нет и близко, а значит, никакими пособиями или преференциями мы отток не остановим. Отток населения — это комплексная проблема, решение которой начинается с реализации потребностей людей, которым нужна: работа, достойная зарплата, доступное жилье, возможность получение качественного образования и медицинских услуг, благоустроенная инфраструктура, доступные транспортные коридоры и т.д. Меры социальной поддержки не могут являться основным способом решения проблемы. Это «заплатки», которые нужно накладывать там, где не работают основные инструменты. Впрочем, возможно, я несколько сгустил краски. Ведь осталось около 50 дней до мощного рывка вперед — выполнения обещания Президента страны о создании 25 миллионов высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест. Это было им сказано на Международной конференции труда в Женеве в июне 2011 г., перед выборами в статье «Россия сосредотачивается» от 16 января 2012 г., на «Прямой линии» 25 апреля 2013 г. и т.д. Если помните, «времени на раскачку нет!». И это правильно, ведь только рабочие места с высокой зарплатой способны удержать дальневосточников в местах проживания. Так что скоро заживем! Россия, вперед!

Развернутая версия. Теперь поговорим об этой же проблеме более подробно. Меры социальной поддержки — мероприятия, проводимые в рамках социальной политики, направленные на предоставление отдельным категориям граждан помощи в соответствии с законодательными и правовыми актами. В зависимости от категории граждан различают следующие виды мер социальной поддержки: детям, многодетным семьям, малоимущим, ветеранам и инвалидам боевых действий, молодым семьям и т.д.

В Хабаровском крае существуют самые различные меры социальной поддержки граждан. Ряд льгот для многодетных семей. В их числе бесплатные лекарства по рецепту врача для детей до 6 лет, компенсация за питание в образовательных учреждениях, компенсация за проезд в общественном транспорте, компенсация за услуги ЖКХ, бесплатное предоставление земельного участка, бесплатные путевки в летные лагеря отдыха и другое.

Есть единовременная денежная выплата при рождении первого ребенка, региональный материнский капитал — в связи с рождением второго ребенка. Ежемесячные компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации. Ежемесячная денежная выплата на проезд в общественном транспорте. Обеспечение средствами реабилитации инвалидов и неработающих граждан пожилого возраста без группы инвалидности.

Адресная социальная помощь нуждающимся (дополнительная помощь малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума). Право на компенсацию расходов по оплате за обучение в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования на территории Хабаровского края.

Имеется и поддержка предпринимательства. В Хабаровском крае действуют несколько программ, реализуемых ведомствами и институтами развития.

1. Поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется в соответствии с целевыми программами развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского края (льготное кредитование; предоставление гарантий (поручительств) субъектам малого и среднего предпринимательства по их обязательствам перед коммерческими банками; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; образовательные программы; информационно-консультационные услуги). Есть программа содействия занятости населения Хабаровского края. Имеется поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям.

В рамках действующей на территории края государственной программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» реализуются мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, а также по предоставлению гражданам государственной поддержки при строительстве жилья на условиях ипотеки. Чтобы не быть голословным, давайте назовем некоторые цифры. В рамках краевых и федеральных программ предоставляется поддержка для улучшения жилищных условий, строительства (приобретения) жилья, в размере от 15 до 40 % от расчетной стоимости жилья. В 2018 году выплату получили 587 молодых семей, объем средств – 527,0 млн. рублей.

Для содействия самозанятости безработным гражданам (при соответствующей государственной регистрации), выплачивается единовременная финансовая помощь.В целях поддержки педагогических работников в сфере образования молодым педагогам в течение первых 3 лет после получения диплома о профессиональном образовании устанавливается повышающий коэффициент в размере 35%. Для повышения уровня занятости инвалидов молодого возраста (от 18 до 44 лет) в крае предусмотрена стимулирующая выплата за каждого подопечного инвалида в размере половины минимальной заработной платы, установленной в соответствующем муниципальном образовании края.

С 2018 года в крае реализуются новые меры поддержки семей при рождении детей. Так, введена ежемесячная денежная выплата в размере 13 386 рублей при рождении первого ребенка до достижения им возраста полутора лет. Выплата производится семьям, среднедушевой доход которых не превышает 150 % регионального прожиточного минимума. Получают ее свыше 2-х тысяч семей края (2097), расходы из средств федерального бюджета составляют 191,9 млн. рублей.

В общем, меры социально-экономической поддержки есть. Однако, и отток населения есть тоже. Очевидно, что решать демографическую проблему нужно с двух направлений: 1) снижение оттока постоянно проживающих жителей в центральную часть страны и 2) привлечение переселенцев на Дальний Восток. Посмотрим, как они решаются.

В 2017 году правительством России была утверждена Концепция демографической политики Дальнего Востока до 2025 года. В документе прописано, что на Дальнем Востоке поэтапно должны быть созданы хорошие социально-экономические условия. Это дополнительные выплаты семьям с детьми, новые пособия на первых детей, выплаты на второго ребенка в размере прожиточного минимума (предполагается, что на Дальнем Востоке они будут значительно выше, чем в среднем по России), и другие. Часть механизмов уже внедрена. Действует программа субсидирования ипотеки, воспользоваться мерами могут в том числе и дальневосточники.

Агентство по развитию человеческого капитала продвигает федеральную «Программу повышения мобильности трудовых ресурсов». Предусматривается возможность для граждан Российской Федерации переезда в другой регион и заключения трудового договора с компанией, участвующей в программе, в одном из семи субъектов ДФО (кроме Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Забайкальского края и ЕАО, которые не участвуют в программе). При этом компания может оплатить: стоимость переезда работника и членов его семьи к месту работы, провоз багажа, проживание, обучение/переобучение и другие нужды, связанные с переездом и адаптацией на новом месте.

Именно на Дальнем Востоке предусмотрены повышенные меры поддержки для переезжающих соотечественников. Для участника Госпрограммы подъемные составляют 240 тыс. рублей, а на каждого члена его семьи – по 120 тыс. рублей. С начала работы госпрограммы 49 000 соотечественников выбрали для переезда Дальний Восток. Почти три тысячи соотечественников приехали в регион в первом полугодии 2019 года. Это на 30% превышает аналогичный показатель предыдущего года.

В основном переезжают в Хабаровский и Приморский края. Указанная информация была опубликована на сайте Минвостокразвития 5 ноября 2019 года. В нашем субъекте государственная программа Хабаровского края «Оказание содействия добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом» ожидает переселение 11185 соотечественников с 2013 по 2021гг.

В то же время, как пишет 9 сентября 2019 года DEITA.RU, на Восточном экономическом форуме Президент Владимир Путин второй год подряд говорит – «дальневосточники продолжат покидать свои регионы. За прошлый год ДФО покинуло порядка 35 тысяч человек».

Теперь поговорим о первой составляющей – причинах оттока «коренного» населения. Мы видим своими глазами, как уезжают наши соседи, друзья, коллеги по работе, их дети. Кто-нибудь считал, сколько выпускников элитных лицеев Хабаровска остаются учиться в региональных вузах? Эта проблема касается и выпускников техникумов/вузов. Что нужно нашей молодежи? Вывод очевиден, но давайте приведем мнение социолога Юрия Березутского по данному вопросу, изложенное в монографии «Социальная активность молодежи региона: социологический анализ».

«На наш взгляд, наиважнейшим показателем и индикатором состояния молодежи, характеризующим комфортность проживания, учебы и работы, возможности для самореализации и развития молодежи, является показатель миграционных настроений. Все остальное – вторично. Численность молодежи в Хабаровском крае в возрасте от 15 до 29 лет составляет 256,5 тыс. человек или 19,3% всего населения края. За последние три десятилетия численность молодежи края сократилась на 36,5%, в то время как общая численность населения сократилась на 18%, что свидетельствует о более интенсивном оттоке молодежи с территории края (в два раза), поскольку в основе сокращения численности – это отток. Нагрузка пенсионеров на молодежь существенно трансформировалась и возросла: так, если в 1990 г. на 10 молодых людей приходилось 5-6 пенсионеров, то в 2018 г. на 10 молодых людей уже приходится 13-14 пенсионеров».

Вот озвученные им предложения – «Результаты наших исследований (и предыдущих, и настоящего) показывают очень высокий миграционный потенциал молодежи, большая часть которой намерена уехать за пределы Хабаровского края, Дальнего Востока, а часть за границу. В большей степени молодежь ждет решения трех наиболее важных для нее проблем: уровень жизни (рост реальных доходов и достойной оплаты труда, доступного жилья), рабочие места и возможности для интересного и насыщенного досуга и отдыха».

В качестве выводов: Недостаток мер социально-экономической поддержки населения являются важной, но не главной причиной оттока населения с Дальнего Востока. Людям нужна высокооплачиваемая работа, доступное жилье и развитая инфраструктура проживания. Без федеральной поддержки данные вопросы решить на уровне субъекта весьма затруднительно. В то же время, едва ли можно назвать хоть одну успешную федеральную программу по решению указанной проблемы.

Оправдывает себя Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа»?! Какую реакцию у жителей Дальнего Востока вызывает информация о том, что Распоряжением Правительства России от 14 мая 2019 года №934-р более 22 млрд рублей выделены дополнительно на социальное развитие центров экономического роста в Дальневосточном федеральном округе? Раздражение или гордость за страну?!

Идеи о том, чтобы закрепить в законе статус «дальневосточника», начислять некие баллы за количество уплаченных налогов и рожденных детей, так же представляются весьма сомнительными. Первый замглавы комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев пишет в ИА «REGNUM», что данный подход «окажется сложным и тяжело управляемым механизмом, а эффект от него может быть совсем незначительным».

Доцент кафедры периодической печати Уральского федерального университета Валерий Амиров и вовсе считает, что «…«дальневосточный статус» — достаточно ущербная, с точки зрения перспектив, инициатива. Дело в том, что ни одна система преференций, если только преференции не огромны и всеобъемлющи, не удержит людей, которые понимают, что в Центральной России они будут жить все равно лучше. Поэтому, мне кажется, что решение должно быть комплексным — направление на работу после бюджетных форм обучения в вузах молодых специалистов, создание высокотехнологичных рабочих мест, регулирование внутренней миграции, налаживание недорогих транспортных коридоров… И к этому, а не вместо этого, — преференции».

Про программу «дальневосточный гектар» и вспоминать не хочется. Напомню только несколько интересных фактов из статьи нашего земляка доктора исторических наук Олега Васильченко «Организация жизнедеятельности переселенцев на российском Дальнем Востоке (1860-1917 гг.): трудовая деятельность». С 1 января 1901 г. кроме обеспечения наделами, переселенцам выделялась и материальная помощь в виде ссуд и различных льгот. Например: государство предоставляло продовольствие на 1,5 года всем членам переселившихся семей; семьи новоселов освобождались от повинностей и уплаты всех налогов (на 5 лет). Законодательство, регулировавшее процессы переселения, постоянно совершенствовалось. Широко использовалась система ссуд, с 1904 года на хозяйственное обустройство переселенца выдавалось до 200 руб. Разрешило государство и беспошлинную торговлю иностранными товарами, что способствовало использованию иностранных сельскохозяйственных машин. В районах, не пригодных для земледелия, развивались охота, рыболовство, лесозаготовка и золотодобыча. Органы власти помогли в организации сети магазинов, снабжающих переселенческие семьи продовольствием. Таким образом, благодаря грамотной внутренней политике, власти сумели сделать Дальний Восток привлекательным для переселенцев, что способствовало развитию его хозяйственного потенциала и эффективному освоению. Обратные переселения составляли около 8% от числа прибывших». Как говорится, без комментариев.

Понимаю, сделанный вывод о том, что развитие субъекта невозможно без грамотной внутренней политики, едва ли конструктивен. Что можно и нужно сделать на уровне субъекта?! Выстраивать все программы, в том числе по социально-экономической поддержке, он потребностей конкретных социальных групп населения. Из этих групп и складывается сообщество дальневосточников. Вот предмет пристального внимания и кропотливой работы региональных социологов и экспертов. Задача в том, чтобы охватить не единичных фермеров или предпринимателей, а более крупные виртуальные сообщества.

Речь идет, например, о поддержке всех людей, готовых производить сельхозпродукцию или организовать производство. Вот для кого нужно создавать условия и возможности. О решении проблем педагогических и студенческих сообществ, сообществ врачей и предпринимателей. Есть информация, что в ряде региональных техникумов произошло снижение заработной платы. С весны в некоторых техникумах нет выплат по рейтингу, поговаривают даже о задержках стипендии.

Идет процесс объединения техникумов, хотя нужно сокращать не директоров, а чиновников. «У семи нянек дитя без глаза». Всегда ли в полном объеме финансируется госзадание? Есть ли проблемы с обновлением материальной базы? Вот вопросы, которые многих волнуют, но не решаются. А мы в это время недоумеваем, как снизить отток населения. Да и размер стипендии в техникумах оставляет желать лучшего. Обычная стипендия — 633 руб. Если поднять ее в 10-20 раз, вызовет это приток абитуриентов в наши образовательные организации СПО?

Зарплата педагога СПО на ставку около 17 тыс. руб., с категорией 25 тыс. руб. Многие работают на 2 ставки, формально «майские указы» выполнены, а что по факту? Пример. Грузчик таскает мешки по 50 кг и получает 25 тыс. в месяц. После реформирования зарплата стала 50 тыс., но и вес мешка вырос до 100 кг. Это не повышение зарплаты. Это совсем другое. Педагоги перегружены, о каком повышении качества образования можно говорить в таких условиях? Только о снижении качества и профессиональном выгорании. С чего педагогу быть довольным в таких условиях.

А сейчас еще и тенденция к снижению зарплаты и это при такой безумной нагрузке. В вузах ситуация не лучше. У врачей аналогичная картина. Задерганный, перегруженный врач едва ли несет в окружающее пространство «лучики добра». Кроме зарплаты многих бюджетников нервирует значительно возросшее количество разнообразной отчетной документации. Нужно сокращать чиновников? Обязательно.

Причем, опять же, в тесном контакте с социологами/экспертами, которые позволят выявить управленцев, реально занимающихся решением проблем образовательных организаций, а не имитацией бурного, непременно инновационного, развития и манипулированием отчетными оптимистичными цифрами. В настоящее время, как никогда, нужно формировать доверие между обществом и властью. Нет кадров? Неправда.

Могу сходу назвать несколько фамилий директоров СПО, которые, как говорится, способны: Вологжина, Калачева, Шишкин, Михно и т.д. Необходимо так же редактировать планы работы общественных советов при органах исполнительной власти, вникать в проблемы социальных групп. В противном случае никакие меры социальной поддержки не решат демографической проблемы субъекта, а количество уезжающих всегда будет превышать количество приезжающих, ведь мало приехать, нужно еще захотеть остаться. На всю жизнь…

Заключение: Дорогие друзья, я не знаю, будут ли использованы губернатором Хабаровского края Сергеем Фургалом предложения, прозвучавшие на данном экспертном совете. В моем понимании, у нас в стране не только между обществом и властью давным давно нет равноправного диалога, уровни исполнительной власти физически неспособны договориться даже между собой.

Это огромная проблема, решение которой находится, по большей части, на федеральном уровне и требует политической воли первого лица государства. В то же время, внимание к мнению экспертов со стороны главы исполнительной власти субъекта – хороший знак. «Дорогу осилит идущий». Главное, чтобы эти мероприятия не носили разовый характер, а проводились систематически. 

Возможно, целесообразно создать на базе совета несколько рабочих групп, формирующих предложения для губернатора по различным отраслям, или просто закрепить экспертов за разными направлениями: образование, здравоохранение, производство, сельское хозяйство и т.д. Да все можно сделать, главное, чтобы было желание.

Фотография с сайта «Хабаровск. Открытый город».