Нефтепровод "Восточная Сибирь — Тихий Океан" пугает Запад


Рупор американского бизнеса — газета The Wall Street Journal расценила строительство нефтепровода "Восточная Сибирь — Тихий Океан" (ВСТО) как вторжение на азиатские энергетические рынки за счет своих ближневосточных соперников.

Благодаря новому трубопроводу, качающему сырую нефть с нефтяных месторождений Сибири до нового терминала на побережье Тихого океана, крупнейший мировой производитель нефти Россия, пишет газета, собирается произвести кардинальные перемены на мировых рынках сырой нефти.

В последние годы, по мере того, как ее отношения с Европой ухудшались, Россия многократно угрожала перенаправить экспорт своих энергоресурсов в Азию, продолжает это издание. Но так как почти все ее нефте- и газопроводы шли с востока на запад, это угроза отдавала фальшью. Возможно, на Западе долгое время не верили в намерения Москвы диверсифицировать свои экспортные маршруты в сторону от Европы, но теперь ситуация меняется.

После того как российский премьер Владимир Путин в декабре официально открыл первый перегон трубопровода "Восточная Сибирь — Тихий Океан" (ВСТО), стоимостью в 12 миллиардов долларов, сырая нефть, качаемая по этому трубопроводу, также получившая название ВСТО, уже стала хитом на азиатских рынках.

Этот трубопровод, который называют "любимым проектом премьер-министра Владимира Путина", пишет The Wall Street Journal, является ключом к усилиям России по диверсификации своих экспортных маршрутов в сторону от Европы. Воспользовавшись ростом спроса на энергоресурсы в Азии, российское правительство целенаправленно проводит политику переключения своих углеводородов на восток, субсидируя экспорт по ВСТО.

Москва, пишут аналитики The Wall Street Journal, "даже временно приостановила сбор экспортного налога на сырую нефть, идущую по новому трубопроводу с месторождений в Восточной Сибири, и установила предпочтительный тариф на прокачку сырой нефти марки ВСТО, который ниже даже, чем реальная стоимость транспортировки. Государственная трубопроводная монополия "Транснефть" покроет эту субсидию, повысив тариф на прокачку для нефтяных компаний, отправляющих свою нефть в западном направлении".

Трубопровод ВСТО имеет пропускную способность в 600 тысяч баррелей в день и построен между Тайшетом в Сибири и поселком Сковородино возле российской границы с северным Китаем. Оттуда нефть везут по железной дороге в Козьмино, где ее загружают на танкеры. В следующем году будет завершено строительство ветки от Сковородино до китайского Дацина. Пропускная способность этой ветки составит 300 тысяч баррелей в день. Ожидается, что к 2014 году ВСТО будет достроен до Козьмино, при дополнительной стоимости в 10 миллиардов долларов.

Аналитики уже заговорили о том, что ВСТО может значительно изменить динамику российского экспорта нефти. В ежемесячном отчете, выпущенном в пятницу, Международное энергетическое агентство (IEA) написало, что ВСТО "наверняка заместит собой какие-нибудь сорта ближневосточной нефти схожего качества".

IEA с тревогой отмечает, что российские графики погрузки уже показывают, что экспорт сырой нефти перенаправляется из портов на Балтийском и Черном морях в восточном направлении. Снижение российских поставок на европейские рынки может привести к росту цен на сорт Urals, являющийся основной российской экспортной смесью и продающейся со скидкой по отношению к другим эталонным сортам вроде нефти марки Brent.

Это может означать, что у европейских нефтеперерабатывающих заводов впереди тяжелые времена. "Теперь Европе придется соперничать с Азией за российскую нефть", — говорит Дайан Манро (Dianne Munro), старший аналитик по нефтяным рынкам Международного энергетического агентства.

Нефтяной аналитик банка JP Morgan Лоуренс Иглс (Lawrence Eagles) в своей аналитической записке расценивает ВСТО, как серьезнейший сигнал о том, что грядет важная перемена на мировых рынках сырой нефти, так как "у России появилась инфраструктура, необходимая для роли [своего рода] ОПЕК для западных и восточных рынков".

Новый трубопровод важен и для таких стран, как Китай, желающих снизить свою зависимость от ближневосточной нефти. Запуск трубопровода ВСТО, нефть в который будет поставляться с новых месторождений Восточной Сибири, совпал по времени с китайским ростом спроса на нефть. В прошлом месяце импорт сырой нефти в КНР превысил пять миллионов баррелей в день, что стало рекордом. По контрасту, за последние три года спрос в Европе упал на один миллион баррелей в день.

Преимущество сырой нефти ВСТО над соперничающими сортами состоит в ее близости к нефтеперерабатывающим заводам северо-восточной Азии. В то время как срок поставок с Ближнего Востока, из Африки и Латинской Америки составляет как минимум две недели, расстояние от нового нефтеналивного терминала в Козьмино (его проектная стоимость — два миллиарда долларов), составляет всего пять дней плавания до рынков в Китае, Южной Корее и Японии.
 
27 region.ru