Проблема  эффективного использования земельных участков существенно влияет на многие аспекты жизни города и его жителей.

04.06.2014

   Проблема  эффективного использования земельных участков существенно влияет на многие аспекты жизни города и его жителей.

        Сегодня в  Хабаровске в муниципальной собственности находится  7% земельных участков, это в основном земли под школами, дет.садами, жилыми домами - т. е. под объектами, находящимися  в ведении муниципалитета. Земли в собственности Хабаровского края  - 4%. В федеральной собственности  - 14% (земли Минобороны). Больше всего земли в частной собственности - 19%.  Остаток в 56% это  неразграниченные земли, которыми  до 2007-го года  занималась мэрия,  а последние 7 лет  занимается край.

       Сейчас  в  адрес краевых чиновников звучит много нареканий со стороны мэрии о слабой работе по управлению земельными ресурсами, что привело к строительному коллапсу, нехватке земли и высоким ценам на недвижимость. Интересы управления городской землёй стали яблоком раздора краевых и городских чиновников.

        Де-факто, нынешнее  строительство в Хабаровске ведётся на  участках, которые еще 7 лет назад выделяла мэрия.  Практика управления земельными ресурсами имела и имеет много подводных камней и связана с конфликтами  интересов общественных и корпоративно-коммерческих. Данная сфера регулируется Градостроительным Кодексом РФ, но практика применения норм ГК на деле оставляет желать лучшего. Так напр. в Хабаровске  есть вопиющий случай  игнорирования процедуры общественных слушаний при принятии решения по реконструкции ул. Тургенева, т.е. в нарушение  требования ст.28   Градостроительного Кодекса  решение было принято без слушаний а представитель мэрии в эфире ДВТРК прямо заявил,   что он не видит необходимости советоваться с жителями по этому вопросу. 

       10 апреля на встрече актива ОНФ с Президентом РФ прозвучали предложения о необходимости принятия поправок в ГК РФ, как то - сделать публичными списки участников общественных слушаний и в обязательном порядке  указывать в итоговом протоколе слушаний количество  присутствовавших   заинтересованных лиц  (застройщиков и чиновников) и количество непосредственно жителей близлежащих домов с детализацией имён и адресов.    На общем собрании регионального отделения партии мы рассмотрели и обсудили эту проблематику и пришли к выводу что, бесспорно,  такие требования к отчётной документации по общественным слушаниям позволят объективно увидеть и оценить баланс сил и понять насколько  репрезентативными  можно рассматривать итоги голосования и учёт общественного  мнения  при вынесении итогового решения по результатам слушаний.  Однако это даст картину постфактум но ничего, по сути,  не изменит т.к. решение в любом раскладе сил будет правомочным. Мы посчитали, что упор необходимо сделать на более качественное информирование о намерениях и целях использования земельных участков именно на этапе подготовки слушаний и информирования о них населения в сроки 30-90 дней перед  проведением  слушаний (в сроки информирования, предусмотренные  в ГК РФ).

       По итогам общего собрания рег.отделения  нами принято решение инициировать поправки в действующие нормативно-правовые акты касающиеся публичных слушаний о назначении и использовании земель населенных пунктов.  Обосновываем мы их следующими соображениями. Структура востребованности  СМИ за 20 лет изменилась, читабельность газет особенно официальных снизилась,  официальные газеты и сайты не являются массовым каналом информирования, сегодня они интересны лишь постоянным корпоративным  пользователям официальной информации и самим органам местной власти. Массовыми каналами информирования являются телевидение, радио и наружные рекламные конструкции которые доступны и видны всем. Поэтому, мы посчитали необходимым внести поправки детализирующие порядок и каналы информирования населения об общественных слушаниях.

         Приводим текст, принятого региональным отделением обращения:

«О законодательной инициативе в сфере

регулирования градостроительной политики»

       В настоящий момент   складывается критическая обстановка  в практике  регулирования градостроительной политики действующим законодательством. Это касается, прежде всего, процедур  выделения земельных участков под точечную и комплексную застройку населенных пунктов.

      На прошедшей 10 апреля  встрече актива ОНФ с Президентом РФ В.В. Путиным прозвучала экспертная оценка о соответствии ныне  реализуемой застройки городов имеющимся утверждённым градостроительным планам в отдельных городах в объёме не более  5%.

      Имеющиеся негативные  тенденции в процедурах выделения земли под застройку в Хабаровске  наиболее  остро  и характерно проявились на примерах застройки  мемориала «Вечный Огонь» на пл.Славы,  застройки в микрорайоне ул.Блюхера, планирования изменения схем движения транспорта по ул.Тургенева со сносом пешеходной лестницы с ул.Тургенева на Амурский бульвар, планирования застройки высотных домов по ул.Оборонной-Волочаевской и др.

      Данные гражданско-правовые отношения регулируются ФЗ-190.

      Ст. 28. «Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов»  в п.1 гласит:

«В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке».

и в п.4  предусматривает равные возможности волеизъявления и доступа к принятию решений:

«При проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается законами субъектов Российской Федерации исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения».

       В вышеуказанных  случаях  вынесения решений о застройке городских территорий Хабаровска требования ст.28 ФЗ-190  были реализованы формально без необходимой  организационной работы для выражения мнения гражданского общества. После этого следовали активные протестные действия гражданского общества по пикетированию, сбору подписей т.д., выражающие несогласие горожан с принятыми решениями, что юридически не имело никакого значения и правовых последствий для  дальнейшей реализации утвержденных мэром проектов застройки.

       На прошедшем 16 апреля в краевом министерстве строительства круглом столе по теме "Состояние конкуренции и ценовая ситуация на рынке строительных материалов и строительства жилья в Хабаровском крае" вице-мэром Хабаровска В.Лебедой было озвучено, что «за семь лет, в течение которых распоряжение земельными участками в Хабаровске находится в руках края, ситуация с отводом земли лучше не стала, и, если честно говорить, сейчас идет строительство на тех участках, которые выделял в свое время город»,  т.е.  застройка, осуществляемая ранее и последние 7 лет   фактически являлась  выражением единоличного мнения узкого круга лиц систематически игнорирующих  требования ФЗ-190  РФ.  Соразмерной ответственности за нарушение норм Градостроительного Кодекса РФ не предусмотрено.

       Из-за скученности и несоответствующего целевого  назначения объектов зачастую:

      -  грубо игнорируются  требования санитарно-эпидемиологических норм, касающихся инсаляции (освещенности) жилых помещений и других медикобиологических параметров  пригодности жилья к комфортному проживанию по показателям шумности загазованности и др.;   

      - ухудшаются возможности  организации экстренной противопожарной безопасности; 

      - ухудшается архитектурная проработка ген.планов, особенно в части соответствия дорожной инфраструктуры и наличия проездов, парковок, увязки пропускной способности магистральных и внутриквартальных дорожных сетей;

     - ухудшается качество зонирования территорий, задача сбалансированного цельного развития районов для комфортного проживания  реализуется однобоко, осуществляемая застройка слабо соответствует потребностям людей и носит устойчивый коммерческий характер.

      В связи с вышеизложенным и постановкой Президентом РФ гражданскому обществу, в лице Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию»,   задачи по выработке предложений-механизмов регулирования практики планирования застройки городских территорий, предлагаем, дополнительно к предложениям озвученным активом ОНФ 10 апреля Президенту РФ,  рассмотреть следующие предложения для их последующего внесения в нормативно-правовые акты:

  1. в целях локализации  и разрешения конфликтов интересов сторон, исключительно в рамках  мероприятий предусмотренных ФЗ-190,  результаты-рекомендации  публичных слушаний сделать обязательными  к исполнению главами исполнительной власти.
  2. При организации проведения публичных слушаний  дополнительно предусмотреть:  извещение о слушаниях проводится  не менее чем в трёх местных СМИ (напр. один местный телеканал+ одна местная радиостанция + одно печатное издание) прокатом не менее 30 радиороликов или бегущих строк на ТВ из которых не менее 30% в праймтайм, в течении не менее двух недель в сроки предусмотренные для уведомления граждан. Расклейка объявлений в прилегающей застройке проводится из расчёта одно объявление на подъезд, однократно.  Отчёт по проведенному информированию  приобщается соответствующими эфирными справками и актами выполненных работ.

       При надлежащем  информировании, гарантированно, люди информацию обсудят до начала слушаний и придут с подготовленными коллективными оценками в составе полномочных домовых рабочих групп.  

 

Председатель Хабаровского регионального отделения Всероссийской Политической Партии «Народный Альянс»   Афанасьев Е.В.

Для справки:

встреча актива ОНФ и В.Путина http://www.youtube.com/watch?v=EyBxnyIJih0 тематика точечной застройки звучит с 27-й минуты