Про сборы на капитальный ремонт - что можно сделать на местном уровне.

Уважаемые товарищи!                                                         

В рамках современной избирательной кампании особое внимание уделяется проблематике ЖКХ. В этой связи считаю необходимым обратить внимание на конструктивные способы решений нескольких наиболее обсуждаемых проблем:

Налог на капремонт.

Единая Россия вместе с Правительством пришли к выводу, что граждане слишком мало платят денег за услуги ЖКХ. В этой связи ими был принят закон о налоге на капремонт. Смысл его в том, что население должно платить за капремонт своих домов в специальный государственный орган, где ответственные люди этими деньгами ответственно распорядятся. То есть, их освоят и присвоят. В обмен государство обещает к 2045 году - не в этой жизни - по нашим домам чего-нибудь сделать.

Мы, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, голосовали против подобного закона, но он был принят голосами ЕР и ЛДПР.

Это закон, и в случае неплатежа, естественно, когда накопятся суммы в 3-4 тысячи рублей, на неплательщиков могут подать в суд, и, безусловно, выиграть. 

Но нам удалось пробить в законе коридор - право на спецсчет. В этом случае деньги остаются на счете конкретного дома. Ими распоряжаются сами жители, которые на собрании решают, на что потратить, когда потратить, кого привлечь в качестве подрядчика и как определить смету. Чиновники к спецсчетам отношения не имеют, и средства можно тратить поэтапно, ежегодно, по мере накопления направляя на ремонт своего дома.

Более того, нами предусмотрено в законе право собственников провести ремонтные работы досрочно, зачтя затраты в счет будущей платы за капремонт. Например, есть желание отремонтировать кровлю, но средств пока не накоплено. Обычно в подобном случае жители сбрасываются дополнительно по деньгам. Теперь можно оформить протокол, и в случае подобного рода сбора просто по закону не платить несколько месяцев за капремонт, пока сумма не выравняется.

Более того, если мы открываем спецсчет, то заплаченные ранее в общий котел средства до последней копейки должны быть нам перечислены.

Главная проблема в регионах - специальные барьеры против открытия спецсчетов. В соответствие с федеральным законом, если собственники не успели в прошлом году открыть спецсчета, то они могут, конечно, провести собрание, например, в июне 2015 года, но решение об открытии спецсчета вступит в силу не ранее... июня 2017 года!

Подобные сроки были придуманы нарочно, умышленно. Ни по центральному, ни по местному ТВ не говорилось ни слова о налоге на капремонт и праве открыть спецсчет. В результате правом воспользовалось немного людей.

Но у регионов по закону есть право сократить сроки открытия спецсчетов. 13 регионов таким правом воспользовались. Скажем, в Астрахани, Магадане и Подмосковье спецсчет открывается спустя полгода после проведения собрания.

Мы должны добиваться изменения региональных законов с тем, чтобы люди смогли стать хозяевами своих денег.  Требования в рамках избирательной кампании могут быть конкретизированы на примере Астраханского законодательства:

 

Ставка

Федеральный стандарт - 7 руб. с кв.м. в месяц

 

Астраханская норма - 4 руб. с кв.м. в месяц

 

 

Право уйти от регионального оператора

 

Федеральный закон - не ранее, чем через два года

 

Астраханский закон - в любое время, предупредив регионального оператора за 2 месяца

 

Виды работ, на которые жители  вправе тратить собственные деньги

 

Федеральный закон - кровли, подвалы, фасады, лифты, стояки и щитовые

 

Астраханский закон - кровли, подвалы, фасады, лифты, стояки, щитовые, отмостки, воздухоотводы, козырьки над подъездами, подъезды, реконструкцию дома, несущие конструкции, мусорные контейнеры и т.д.

Проведение работ по домам, не открывшим спецсчета

 

 

Федеральный закон - сметы, подрядчик и акты выполненных работ не согласовываются с жителями

 

Астраханский закон - сметы, подрядчик и акты выполненных работ согласовываются с жителями

 

Очередность ремонта домов

 

Федеральный закон - техническое состояние домов не учитывается

 

Астраханский закон - техническое состояние домов учитывается

 

Контроль над Региональным Оператором

 

Федеральный закон - никакого общественного контроля

 

Астраханский закон - создается Попечительский Совет, в котором не менее 50% мест принадлежит ассоциациям жилищных активистов и потребительских обществ

 

Оплата аванса со спецсчета

 

Федеральный закон - размер аванса не превышает 30%, конкретную сумму определяет Региональный Оператор

 

Астраханский закон - размер аванса не превышает 30%, конкретную сумму определяет собрание собственников

 

Оплата работ со спецсчета

 

Федеральный закон - требуется согласование с чиновником из органов местного самоуправления

Астраханский закон - если чиновник не дал согласования в течение 10 дней, оно считается полученным

Меры господдержки

 

Федеральный закон - на усмотрение регионов

 

Астраханский закон - господдержка может быть направлена на укрепление фундаментов и несущих конструкций, замену лифтов, ремонт кровель и финансирование процентной ставки по кредиту на капремонт ("может быть" - потому что это предмет другого закона, о бюджете).

 




Непосредственное управление

С 1 апреля 2015 года запрещен способ Непосредственного управления жилыми домами. Он сохранился лишь в домах с числом квартир не более 16-ти. Отличие Непосредственного Управления от ТСЖ и УК заключается в прямых договорах между собственниками и коммунальными компаниями. В НУ есть прямые договора, в ТСЖ и УК - нет. Поэтому, при наличии задолженности отдельных квартир коммунальщики могут предъявить претензии не к конкретным должникам, а к ТСЖ или УК. В итоге:
- или средства, сданные в ТСЖ и УК на ремонт крыш, подвалов и подъездов будут изъяты по долгам отдельных граждан за воду, электроэнергию и газ;
- или будут отключаться целые дома от горячей воды и электроэнергии. Причем могут быть отключены одни дома по долгам других, если они находятся под управлением одного ТСЖ или УК.

Доля домов с НУ была достаточно большой и в целом по стране достигала 50%. Это означает, что в каждом городе речь идет о сотнях домов.

Что можем мы сделать? 

- на федеральном уровне депутаты от СР (и КПРФ) подают заявление в Конституционный суд;

- на региональном уровне мы должны инициировать переговоры между коммунальщиками, региональными властями и общественностью (в нашем лице). Следует отметить, что объективно сами коммунальщики могут сильно пострадать от коллективной ответственности, так как ТСЖ и УК начнут просто банкротиться, и монополии останутся без денег вообще;

- на уровне населения следует учесть, что ГД РФ принят закон 500410-6, в котором сказано, что граждане сами могут принять решение (на собрании) о сохранении прямых договоров, то есть следует выпустить разъясняющие листовки.


Общий котел капремонта - линия атаки

На сайтах региональных фондов капремонта отображены планы капремонта текущего года. Они достаточно масштабны и включают в себя сотни объектов. Уже сегодня можно сказать, что выполнены они не будут ввиду срыва собираемости.

Следует:

- опубликовать реестр с планами капремонта;
- провести работу с собственниками о судебном принуждении органов власти к выполнению взятых ими обязательств.


Асфальтирование

В России существует ГОСТ о ямах на дорогах. К дорогам относятся внутриквартальные проезды, проще говоря, дороги вдоль домов. Ямы могут быть, но не длиннее 60 см, не шире 15 см и не глубже 5 см. Если яма длиннее, шире или глубже, она не соответствует национальным стандартам ям, и должна быть отремонтирована. Обращаться следует в ГАИ. Можно использовать замечательный интернет-ресурс РосЯма.

Стандартный текст письма примерно таков: 

Уважаемый начальник ГИБДД!

На внутриквартальном проезде восточной и южной сторон дома № 52 по ул. Тамбовская расположены ямы. Согласно ГОСТ Р 50597-93 размеры ям не должны превышать 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине. Однако, ямы на ул. Тамбовская 52 превышают параметры, предусмотренные отечественными стандартами ям.

Прошу принять меры и проинформировать меня об их результатах.

ВИКТОРОВ В.П.


Соответственно, можно сейчас объехать округа, выписать реестр ям, направить письма, копии запросов вывесить на подъездах близлежащих домов, и информировать избирателей об ответах. 

Обрезка деревьев и наружное освещение - и то, и иное входит в полномочия мэрии. Писать надо в прокуратуру как надзорный орган. При этом нужно заявление жителей, чтобы знать, с кем держать контакт. Точно также копии запросов размещаются около домов, а затем размещаются ответы.

Секретарь партии по работе с общественными объединениями
О.В.ШЕИН