Советский Хабаровск. Конструктивизм


Архитекторы в конце 1920-х – начале 1930-х годов решали актуальные для своего времени задачи образного противопоставления новой и сложившейся застройки и одновременного вписывания современных зданий в историческую ткань города. Здания, крупные по масштабу, порой занимающие значительную часть квартала, тем не менее своим объемно-пространственным решением соответствовали заложенной планировке.

Гротескный контраст объемной композиции недавно выстроенных конструктивистских зданий, новизна формы и нарочито аскетичный вид в своем взаимодействии с традиционной застройкой создавали предельную остроту восприятия городского пространства, часто на грани открытого визуального конфликта. Так, например, сложный силуэт, активная пластика и декоративность фасадов Городского дома на пересечении ул. Карла Маркса и Фрунзе в контрастирующем взаимодействии с чистыми поверхностями стен Дома Советов усиливали меру визуального композиционного воздействия архитектуры обоих зданий. Понятна была и семантика образного противопоставления зданий с похожей функцией – Городской Думы и Дома Советов: богатству и роскоши с одной стороны был противопоставлен пролетарский аскетизм с другой стороны.

С 1930 года в Хабаровске строительство зданий ведется исключительно в конструктивистском стиле. В 1930-1931 годах на углу улиц Карла Маркса и нынешней Петра Комарова строится здание Пожарного депо Первой городской пожарной команды с высокой каланчой, акцентирующей пересечение улиц. В центре города с 1931-го по 1934 год возводится крупное здание Управления связи с жилым блоком, которое активным объемом с западающим срезанным углом на перекрестке улиц Карла Маркса и Волочаевской поддерживает композиционный строй возводящегося одновременно с ним на противоположной стороне ул. Карла Маркса огромного здания-комплекса, занимающего почти весь квартал в границах улиц Дзержинского и Волочаевской - жилого дома обобществленного быта сотрудников НКВД, известного в городе как Дом Коммуны. Помимо жилых блоков со спальными комнатами, выходящими на широкие галереи, Дом Коммуны включал объем спортивного комплекса, клубную часть, помещения бытового назначения, столовую, поликлинику, детские саде сад-ясли.

В объемно-пространственном и планировочном решении этого здания-комплекса идеи конструктивизма, как формально-стилистического направления советской архитектуры, так и функционального воплощения авангардистской утопической идеи обобществленного социалистического быта, распространенных в 1920-е годы, выражены в предельной степени.

Одновременно со строительством Дома коммуны в 1931 году по проекту архитектора Перевалова надстроены «под конструктивизм» два этажа над зданием бывшей канцелярии Приамурского генерал-губернатора. В сформированном к началу 1930-х годов массиве крупных зданий с брутальным силуэтом, свойственным конструктивизму, во фронте улицы изящными формами с богатой пластикой фасада и островерхими башенками-куполами в завершении ризалитов выделялся бывший дом промышленника Архипова, выбиваясь из общего ритма формальной конструктивистской фронтально-пространственной композиции. Неслучайно вскоре было принято решение надстроить здание четвертым этажом и выровнять стены. Сформированный на ул. Карла Маркса своеобразный ансамбль конструктивистских построек внес активную динамичность и остроту восприятия пространственной композиции городского центра.

В 1930 году начинается реконструкция здания бывшей резиденции Приамурского генерал-губернатора, известного в 1930-х годах как Дом Красной Армии имени Я.Б. Гамарника (позднее Дом офицеров Особой Краснознаменной Дальневосточной армии). Здание в кирпичном стиле было «поглощено» объемом новой конструктивистской постройки, сооруженной в простых лаконичных формах.

С 1932-го по 1934 год за три строительных сезона на Комсомольской площади строится здание Управления Амурского речного пароходства, для его фундаментов использовались гранитные блоки от разобранного Успенского собора. Первоначально строительство велось по проекту московских архитекторов. Доработка проекта, в том числе деталировка фасадов, придававших зданию своеобразный архитектурно-художественный образ корабля, выполнялась в Хабаровской проектной мастерской «Дальпроект», созданной в апреле 1932 года. «Тихоокеанская звезда» 24 октября 1934 года писала: «Дом этот похож на корабль. На крыше – башня, перила, мостики, круглые окошечки верхнего этажа похожи на иллюминаторы».

В первые же годы функционирования зданий, построенных в формах конструктивизма, были выявлены многочисленные негативные их функциональные характеристики. В условиях жесткого хабаровского климата с суровой ветреной зимой и жарким солнечным летом огромные окна приводили к переохлаждению помещений зимой и перегреву летом. В связи с коротким летним периодом, плоские эксплуатируемые кровли не использовались по своему назначению, зато создавали много проблем с водоотведением, высокие парапеты без карнизов способствовали переувлажнению фасадов, что вызывало необходимость частых ремонтов. В процессе первых ремонтов, как правило, начала проводиться и функциональная реконструкции зданий. Уже через несколько лет вместо сплошных витражей угловой части Дома коммуны устроены обычные окна, плоская кровля дворовой пристройки Дома Советов заменена на скатную, что в значительной мере нарушило первоначальную архитектурно-композиционную целостность зданий.

В какой-то мере функциональная нецелесообразность формы, свойственная художественной системе того или иного стиля, изначально лежит в основе его дальнейшего отторжения. Так произошло и с конструктивизмом. Очень недолговечным был период его расцвета. Начавшееся почти повсеместно разрушение целостности формальной композиции зданий в стиле конструктивизма при проведении реконструктивных вмешательств, обусловлено кризисом самой художественной системы этого стилистического направления. К середине 1930-х годов социальный заказ определил новый вектор художественных предпочтений в архитектурном формотворчестве. Рост мощи страны Советов, ориентация на обеспечение благосостояния народа, стремление обозначить успехи народного хозяйства требовали соответствующего образного воплощения в архитектурной среде города.

Во второй половине 1930-х годов разрабатывается Схема планировочного развития города, в которой были выделены три направления перспективных планировочных районов по существующим транспортно освоенным территориям. На северо-западном и юго-восточном направлениях планировалось строительство промышленных предприятий, в центральной части города предполагалось строительство административно-общественных, учебных, торговых и жилых зданий. Большое внимание уделялось благоустройству города и организации зон культуры и отдыха. В 1934-1935 годах проведены реконструкция и благоустройство городского сада на берегу Амура, расширена территория сада Дома Красной армии. В общегородском парке рядом с площадью Ленина построен стадион «Динамо». Продолжает активно развиваться планировочная композиция центрального ядра города, заложенная первоначальным планом. На месте деревянных зданий строятся крупные здания, занимая нередко целый гребень квартала. Формируется сплошной фронт застройки улицы Карла Маркса.

В 1938 году разработан генеральный план реконструкции Хабаровска. Планируется сплошная надстройка двухэтажных каменных зданий, с одной стороны, с целью удовлетворения утилитарных потребностей эксплуатации - расширения площадей, с другой - приведения градостроительной среды города к более значительному масштабу. Еще с конца 1920-х годов подвергается резкой критике связанная с периодом буржуазной дореволюционной культуры стилистика зданий эклектики и модерна, что привело к социальному обесцениванию всех построек конца ХIХ-начала ХХ века как архитектурных сооружений. Перестраиваются лучшие здания в городе. Выполняются проекты увеличения этажности зданий по ул. Карла Маркса - Центрального гастронома, Государственного банка (по ул. Карла Маркса,42, построенного в 1928 году) и других зданий. В результате реконструктивных мероприятий зачастую происходило полное изменение внешнего облика, «поглощение» старого здания новым объемом.

В связи с надстройкой 2-х этажей утрачен шатровый купол с фонарем в виде гребня в угловой части здания бывшей женской гимназии. Дополнительный этаж получили здания бывших Реального училища, доходных домов Я.И. Фролова, (Запарина, 82), Н.А. Колышкина, (Комсомольская,72), И.С. Эмери, (Шевченко,10), жилых домов С.Я. Богданова, (Шевченко, 6), Г. К. Исакова, (Калинина, 92) и др. Этажи надстраивались без учета каких-либо стилистических и архитектурных особенностей фасадов, часто с использованием неотобранного кирпича. При этом после реконструкции здания, как правило, утрачивали не только композиционную целостность архитектурной пластики фасадов, но и выразительность общего силуэта, которую создавали первоначальные развитые надкарнизные детали. Лишь отдельные здания были надстроены с учетом композиционных особенностей прежней архитектуры фасадов – это здания бывших Русско-Азиатского банка, надстроенное в 1929-1930 годах и доходного дома М. К. Кишлалы, реконструированного в 1935 году (Муравьева-Амурского, 26).

Здания, построенные во второй половине 1930-х годов, несут композиционную основу конструктивизма с включением лаконичных декоративных деталей, свойственных советской неоклассике. Декорируется в ордерной системе конструктивистский объем Гостиницы Дальлеспрома, построенной в 1936-1938 годах. Прочитываются формы, свойственные конструктивизму, с активным и в то же время лаконичным ордерным декором в объемной композиции сооруженного в два этапа (на месте снесенного Алексеевского собора) здания Управления войск ПВО Дальневосточного округа по ул. Волочаевской. На ул. Карла Маркса в формах ордерной архитектуры в 1937 году построена водонапорная башня, ставшая высотным композиционным акцентом на въезде в центральную часть города со стороны аэропорта. Монументальным обликом выделяется здание Управления НКВД, построенное на ул. Дзержинского в 1936 году. В начале 1930-х годов несколько жилых зданий украсило фронт ул. Дзержинского на склоне от ул. Карла Маркса к Милицейской (ныне Уссурийский бульвар).

В самом конце 1930-х-1940-х годов в архитектуре хабаровских зданий более явно проявляются черты формирующегося стиля – советской довоенной неоклассики. В 1939 г. с использованием элементов ордерной архитектуры построен жилой дом на углу улиц Карла Маркса и Истомина. В 1941 году начато строительство одного из самых крупных зданий на ул. Карла Маркса - Управления Дальневосточной железой дороги, которое было завершено лишь после окончания Великой Отечественной войны.

Функциональная особенность ул. Серышева (бывшей Тихменевской) как местоположения построек военного ведомства, заложенного в середине 19 века первым планом землемера Любенского, сохранилась и через столетие. Хабаровск, как приграничный город в период перед 2-й Мировой войной, сохраняет свою оборонную функцию. В бывшем Кадетском корпусе в 1930-х годах размещается Штаб Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии. На улице концентрируются новые значительные по размерам репрезентативные здания военного ведомства. В 1930-х годах в формах советской неоклассики в начале улицы строится комплекс зданий Военного госпиталя. В стиле, свойственном довоенной советской неоклассике в 1936 г. построен жилой дом командиров КДВА. Это здание, размещенное на пересечении с ул. Калинина, закрепило ее значимую роль как начало транспортной оси, связывающей центр города с северным планировочным районом.

В районе улицы, тяготеющей к комплексу вокзала, в 1939 году в формах ордерной архитектуры построено здание института железнодорожного транспорта, на тот период ставшее одним из самых монументальных в городе.

В публикации использованы материалы из книги «Объекты культурного наследия» Государственного учреждения культуры НПЦ «По охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края».