От простого к сложному, от сложного к совершенству

К осени 2009 года будут сданы два участка первой очереди инфраструктурного строительства ВСТО. А именно - нефтеналивной терминал в Сковородино и СпецМорНефтеПорт в п.Козьмино около Находки, участие в строительстве которых принимает ОАО «Дальстроймеханизация».

Когда заказчики начинают доверять экономически и социально значимые для развития Дальнего Востока объекты одной конкретной компании, без участия ее специалистов уже не обходятся масштабные стройки. Эта аксиома применима к такому крупному дорожно-строительному предприятию, как ОАО «Дальстроймеханизация». Организация десятилетиями зарабатывала себе имя. И как показатель - сегодня наряду с реализацией других стратегически важных проектов принимает участие в строительстве трубопроводной системы - Восточная Сибирь – Тихий океан.

Трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) — строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами Приморского края России и обеспечить выход на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Идея строительства Восточного нефтепровода прорабатывалась с конца XX века. Первоначально предложение о создании восточного трубопроводного маршрута для экспорта российской нефти исходило от руководства нефтяной компании «ЮКОС». В то время, правда, речь шла о строительстве экспортного нефтепровода в Китай. Но так как Япония тоже входила в список основных потенциальных потребителей российской нефти, последовала длительная борьба между странами. Каждая из них пыталась пролоббировать наиболее выгодный для себя маршрут нефтепровода. В результате в апреле 2002 года «Транснефть» представила альтернативный проект нефтепровода из Ангарска в Находку. Его поддержал премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми.


В мае 2003 проекты объединили под общим названием «Восточная Сибирь - Тихий океан». Нефтепровод ВСТО мощностью 80 млн т нефти в год должен пройти из Тайшета (Иркутская область) севернее озера Байкал через Сковородино (Амурская область) в тихоокеанскую бухту Козьмино (Приморский край). Планируемая протяжённость — 4188 км. Намечено строительство ответвления для экспорта нефти в Китай. Строительство этого участка длиной 67 км и мощностью 15 млн т в год завершится, как планируется, в 2010 году.

Первые стыки уложенных труб нефтепровода были сварены 28 апреля 2006 года в Тайшете. А 5 мая 2008 года в проект вошло ОАО «Дальстроймеханизация». Коллектив предприятия задействован в инфраструктурном строительстве на двух ключевых участках магистрального нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан: на узловой станции Сковородино и в поселке Козьмино около Находки.

ДОСЬЕ

ОАО «Дальстроймеханизация» - мобильная комплексная строительная организация. В ее штате – свыше 1 000 человек. Ежегодный оборот – более 2 млрд рублей. География работ – от Сибири до о. Сахалин.

Основные направления деятельности: строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности высотой до 40 м включительно в соответствии с ГОСТом; прокладка инженерных сетей; строительство труб, мостов, автомобильных и железных дорог; выполнение функций генерального подрядчика и заказчика-застройщика.

Хабаровское ОАО «Дальстроймеханизация» в рейтинге «100 лучших строительных организаций России»

По оценке специалистов, «Дальстроймеханизации» достались довольно тяжелые участки. На их территории полностью отсутствовала транспортная и социальная инфраструктура. Тем не менее, все работы должны были быть выполнены в предусмотренные графиком сроки.

- Участок Сковородино подразделяется на нефтеперекачивающую станцию 21 в Б.Невере и нефтеналивного терминала в Сковородино – одного из ключевых пунктов магистрального нефтепровода ВСТО. Это два совершенно разных объекта, которые объединяет одна труба, - говорит Игорь Яковлев, директор филиала ОАО «Дальстроймеханизация» в Амурской области. – Здесь коллектив предприятия проводил полный комплекс земляных работ, осуществлял вертикальную планировку и подготавливал местность для технических сооружений.

К примеру, на участке НПС-21 изначально был склон. Ставить какие-либо сооружения по нормативам нельзя. Приходилось проводить весь комплекс мероприятий по подготовке местности.

- На одной площадке было переработано около 460 тыс. кубометров земли, на другой свыше 280 тыс. И это при том, что основная работа пришлась на зимний период времени. От мороза «вставала» техника, лопались гидравлические шланги.

- В поселке Козьмино компания проводит земляные работы, строит площадку береговых сооружений, осуществляет вертикальную планировку. А также производит работы по строительству нефтепровода от сливной эстакады до нефтебазы и от нефтебазы до причала, - рассказывает Юрий Федасов, начальник участка п. Козьмино ОАО «Дальстроймеханизация».

Работа начиналась с нуля. В мае, когда специалисты предприятия только пришли на участок, на побережье вблизи поселка был лес, непроходимое болото и сопка, славная своими скальными грунтами.

- Основной сложностью в тот момент стало подготовить местность для дальнейшей работы, - продолжает Юрий Александрович. – Вокруг грязь, которую приходилось вывозить. Нельзя было допускать намокание земляного полотна. Сопку взрывали, а скальные грунты разгребали специальной техникой: тяжелыми бульдозерами, гидромолотами. В общей сложности специалисты компании только на участке в поселке Козьмино вывезли около полумиллиона кубометров земли.

- Проект ВСТО уникален. Поэтому неудивителен повышенный интерес и жесткий контроль заказчиков, - рассказывает Сергей Ядрищенский, начальник участка «Козьмино» ОАО «Дальстроймеханизация». – Выемки мы делали стандартные, а насыпи - с учетом выторфовки и замены грунта. Поэтому работали только в ясную погоду. Причина проста – ни в коем случае нельзя было допустить увлажнения насыпей. Параметры были заданы довольно сложные, но мы с ними справляемся.

Даже отсыпка землеполотна проводилась с учетом особых требований. Так, казалась бы, обычная процедура отсыпки с прослойным уплотнением имела свои нюансы.

- Землеполотно отсыпали слоями по 20 см, что являлось беспрекословным требованием заказчика. Для сравнения - на других объектах толщина слоя могла составлять около метра. Здесь же 20 см – предел. Проверки были регулярными и постоянными. Поэтому допущение брака в работе было исключено априори.

На сегодняшний день под Находкой коллектив компании занимается благоустройством, а также технической и геологической рекультивацией площадок береговых сооружений и коммуникаций малого и большого коридоров трубопроводной системы ВСТО. Завершение работы назначено на июль-август 2009 года. В Амурской области все работы, оговоренные контрактом, будут завершены к осени.
 ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Федор Яковлевич Глушков, генеральный директор ОАО «Дальстроймеханизация».
Почетный строитель России, почетный транспортный строитель, почетный работник Российского автотранспортного союза, лауреат премии губернатора Хабаровского края В.И. Ишаева «За личный вклад в развитие Хабаровского края».

Параллельно с ВСТО предприятие принимает участие в реализации других не менее значимых для региона объектах. На железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск компания проводит комплекс работ по возведению земляного полотна из скальных грунтов в условиях вечной мерзлоты. На подъездном железнодорожном пути к Эльгинскому месторождению коксующихся углей помимо возведения земляного полотна строит притрассовую автодорогу. На автомобильной дороге Лидога - Ванино с подъездом к г. Комсомольск-на-Амуре проводит полный комплекс работ по устройству земляного полотна, мостов, труб, дорожной одежды, обустройству дороги. Идут работы на прижимах, косогорах в природоохранной зоне рек Анюй, Гобилли. На угольном перегрузочном терминале в порту Посьет устраивают причалы, перегрузочные устройства железнодорожных путей, объектов инфраструктуры порта. Строят участок железной дороги от ст. Нарын до разъезда Кутыкан железнодорожной линии Нарын—Лугокан, в рамках инвестиционного проекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения
минеральных - сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области. Кроме осуществления всех видов земляных работ, предприятие включилось в инвестиционную деятельность.

- Доверие заказчиков и накопленный опыт строительства объектов на Дальнем Востоке - вот схема развития нашей организации, - говорит генеральный директор ОАО «Дальстроймеханизация» Федор Глушков. – Мы ставим цель стать одним из лидирующих предприятий региона, способным идти на шаг впереди конкурентов.

- Как мы намерены достичь этого? В первую очередь, компании предстоит реструктуризация управления производством, которая будет направлена на повышение эффективности работы предприятия, - продолжает Федор Яковлевич. – Следует делегировать права и ответственность от аппарата управления к непосредственным исполнителям. А именно бригадам и прорабским участкам. Такой подход к делу откроет новые перспективы перед рабочими, бригадами и специалистами участка. У каждого из них появится возможность проявить себя, продвинуться по карьерной лестнице, реализовать свой творческий и профессиональный потенциал.

Сегодня в условиях всеобщего экономического спада ОАО «Дальстроймеханизация» удается сохранить стабильность своего положения. Об этом свидетельствует портфель заказов предприятия, который обеспечивает гарантированными объектами на 4 года вперед.

Ксения Мухаметшина


ВСТАВКА:

Сегодня первая очередь строительства нефтепровода ВСТО находится уже фактически в финальной, завершающей стадии. Участок в 1100 км был запущен 4 октября 2008 года в реверс. Нефть подается с Талакан-Верхнечонского месторождения в направлении Тайшета. Участок Алдан-Сковородино - почти 1000 км - тоже закончен. Работа ведется на площадках, на нефтеперекачивающих станциях, наиболее активно - на юге Якутии, это 600 км. Там строится линейная часть трубопровода. Плюс Козьмино - нефтеналивной порт.

Уже подготовлены ТЭО второй очереди трубопроводной системы ВСТО. По мере того как будут заканчиваться работы на ВСТО-1, будут мобилизовываться производственные структуры и строители на участке ВСТО второй очереди. Окончание ВСТО-1 намечено на декабрь 2009 года. Одновременно начнется работа на ВСТО-2. Протяженность этого участка составляет 2100 км. Из которых по территории Амурской области пройдет 822 км, по Еврейской автономной области – 324 км, Хабаровскому краю – 247 км и Приморью – 570 км. Окончание работ запланировано к 2012 году, на что потребуется порядка 500 млрд рублей.