Государственный земельный контроль

Государственный земельный контроль

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 утверждено «Положение о государственном земельном контроле» (далее – Положение), устанавливающее порядок осуществления государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, в том числе государственного контроля за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения, организациями независимо от организационно - правовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. В соответствии с Положением, Указом Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» государственный земельный контроль осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации и ее территориальные органы. При осуществлении государственного земельного контроля Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации взаимодействует в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами. Главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель является руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации.


    Государственный земельный контроль осуществляется, в частности, за:

соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (ст. 7.1 КоАП РФ), соблюдением порядка переуступки права пользования землей (ст. 7.10 КоАП РФ), предоставлением достоверных сведений о состоянии земель (ст. 19.7 КоАП РФ), использованием земель по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ), наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков (ст. 7.2 КоАП РФ).
Государственный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки в отношении каждого земельного участка проводятся не чаще одного раза в три года.

    Внеплановые проверки проводятся: для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства; в случае обнаружения государственными инспекторами по использованию и охране земель достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства. По результатам проведенной проверки составляются соответствующие акты, а в случае выявления нарушений  земельного законодательства составляются протоколы об административных правонарушениях с дальнейшим рассмотрением в рамках Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, госземинспекторы уполномочены составлять Протоколы об административном правонарушении, предусмотренные:

•    статьей 17.7 – невыполнение законных требований должностного  лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
•    статьей 17.9 – заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод;
•    частью 1 статьи 19.4 – неповиновение законному распоряжению или требованию  должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;
•    частью 1 статьи 19.5 – невыполнение  в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;
•    статьей 19.6 – непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения;
•    статьей 19.7 – непредставление сведений (информации);
•    статьей 20.25 – неуплата административного штрафа.
    Государственные инспекторы по использованию и охране земель наделяются значительными правами:
•    посещать организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами;
•    давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок;
•    составлять по результатам проверок акты с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков;
•    составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;
•    безвозмездно получать сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель;
•    обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению инспекторами законной деятельности, а также в установлении личности граждан, виновных в нарушении земельного законодательства.

Самовольное занятие земельного участка

Статья 7.1 Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности:

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей.
Действие этой статьи предусматривает 3 вида административных правонарушений в части нарушений земельного законодательства. Первый вид правонарушения – это самовольное занятие земельного участка может выражаться в противоправной застройке земельного участка, временном или постоянном складировании, использовании земельного участка для сельскохозяйственных целей без согласования собственников, арендаторов земельного участка и т.д., других противоправных действиях. Согласно ст. 222 Градостроительного кодекса самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законодательством, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не может приобретать на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Согласно п. 1 ст. 60 ЗК РФ следствием самовольного занятия земельного участка является обязанность лица по восстановлению нарушенного им права.
В предписании об устранении нарушения земельного законодательства, выраженном в самовольном занятии земельного участка, в обязательном порядке указывается требование по устранению нарушения в виде освобождения самовольно занимаемого земельного участка и приведению его в первоначальное состояние.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии с информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.02.2001 г. № 61 п. 2 отсутствие у покупателя строения надлежащим образом оформленных документов на земельный участок, на котором оно находится, не может рассматриваться как самовольное занятие земельного участка. В данном случае к приобретателю недвижимого имущества может быть применена административная ответственность за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Л.А. Резанова,
начальник отдела Управления Росреестра по Хабаровскому краю

Комментарии:

Для отправки своего комментария Вам необходимо авторизоваться! Вы не авторизованы!