Строительный Комплекс Азиатско - Тихоокеанского региона

Сегодня:

Неминуема ли деградация отрасли?

Московская бизнес школа -  Дальний Восток Отсутствие кардинальных изменений в отношениях между профессиональным строительным сообществом и отраслевой образовательной системой неминуемо приведет к деградации отрасли, срывам программ и проектов промышленного и гражданского строительства. И, в конечном итоге, к невозможности обеспечить не то что развитие, но даже и простое воспроизводство строительного комплекса.

Марина Зубкова
Марина Зубкова, директор 
«Московской бизнес школы - 
Дальний Восток»
О том, что на Дальнем Востоке не хватает строительных кадров всех уровней - от архитекторов и проектировщиков до разнорабочих, известно всем руководителям строительной организации. И хотя ВУЗов, готовящих профильных специалистов с высшим образованием, в регионе достаточно, качество подготовки специалистов в них отстает от современных требований.

Вот как оценивает сложившуюся ситуацию Александр Герасимов, главный советник президента Ассоциации строителей России (АСР), первый проректор Государственной академии строительства и жилищно-коммунального комплекса России:

«В стране ощущается значительная количественная нехватка кадров, особенно острая - в категории среднего линейного персонала и квалифицированных рабочих. Спектр специализаций, а в ряде случаев и специальностей строительных вузов и училищ в большой степени не соответствует реальному функциональному составу современного инвестиционно-строительного процесса. Качество подготовки выпускников к эффективному включению в производственные процессы оставляет желать лучшего».Московская бизнес школа -  Дальний Восток

О том, что на Дальнем Востоке не хватает строительных кадров всех уровней - от архитекторов и проектировщиков до разнорабочих, известно всем руководителям строительной организации. И хотя ВУЗов, готовящих профильных специалистов с высшим образованием, в регионе достаточно, качество подготовки специалистов в них отстает от современных требований.


Вот как оценивает сложившуюся ситуацию Александр Герасимов, главный советник президента Ассоциации строителей России (АСР), первый проректор Государственной академии строительства и жилищно-коммунального комплекса России:

«В стране ощущается значительная количественная нехватка кадров, особенно острая - в категории среднего линейного персонала и квалифицированных рабочих. Спектр специализаций, а в ряде случаев и специальностей строительных вузов и училищ в большой степени не соответствует реальному функциональному составу современного инвестиционно-строительного процесса. Качество подготовки выпускников к эффективному включению в производственные процессы оставляет желать лучшего».

Основных причин сложившейся ситуации несколько. Это и недостаточная динамика регулируемой государством образовательной системы с ее жестко нормированной структурой специальностей, направлений и государственными образовательными стандартами. Это и потребительское отношение строительных компаний к системе подготовки кадров в целом. Дает о себе знать невнимание и/или нежелание строительного сообщества участвовать в разрешении системных проблем, стоящих перед отраслевым образованием.

Такое положение дел не может не беспокоить. Потому как кадровый голод может стать непреодолимым препятствием на пути реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и крупнейших инвестиционно-строительных проектов. Каков выход? Для решения проблемы необходимо объединить усилия строительных компаний, образовательных учреждений и региональных властей.

И в первую очередь необходимо построить нормальную схему взаимодействия профессионального сообщества и образовательной системы. Причем это взаимодействие должно происходить на всех уровнях, включая корпоративные структуры.
Приоритетами первого этапа этого взаимодействия должны стать:

1. разработка концепции и программы сотрудничества профессионального сообщества строительного комплекса и отраслевой образовательной системы;

2. стимулирование субъектов строительного бизнеса к участию в формировании целевого капитала образовательных учреждений, к созданию регионального учебного центра;

3. постановка перед федеральными органами управления образованием вопроса о проведении структурных преобразований в отраслевой образовательной системе;

4. расширение участия профессионального сообщества в реализации регулятивной функции государства в сфере образования (лицензирование, аттестация, аккредитация);

5. расширение государственного бюджетного финансирования подготовки специалистов строительной отрасли, увеличение количества бюджетных мест в учебных заведениях.

Эти меры касаются скорее количества. А чтобы повысить качество образования и, главное, обеспечить отрасль кадрами, обладающими знаниями и навыками, соответствующими современным требованиям, необходимо расширить спектр специальностей и специализаций подготовки выпускников строительных вузов и колледжей, организовать разработку профессиональных стандартов нового поколения, обеспечив участие в этом процессе профессионального сообщества. Профессионалы также должны участвовать как непосредственно в учебном процессе, так и в итоговой квалификационной аттестации выпускников строительных вузов и колледжей, а также в профессиональной аттестации элитных групп архитекторов и специалистов градостроительной деятельности.

Кроме того, эти меры должны предусматривать организацию системы квалификационной, а в дальнейшем и функциональной аттестации работников отрасли, а также формирование отраслевых информационных баз данных о кадровом составе строительного комплекса, позволяющих проводить осмысленную, опирающуюся на объективные данные кадровую политику.

Свою программу подготовки кадров для строительной отрасли Хабаровского края разрабатывает «Московская бизнес-школа - Дальний Восток» совместно с Дальневосточным объединением строителей. Программа будет в первую очередь направлена на работу с высшим менеджментом строительных организаций. Причем немаловажное место отводится работе по повышению профессионального мастерства строителей Хабаровского края.

оставьте свой комментарий

Комментарии (0)

Написать ответ: