Взгляд из Москвы на 55-этажные перспективы Хабаровска

Столичные эксперты, не раз гулявщие по «Москва-Сити», поделились опытом, какие проблемы возникают при строительстве высоток нового поколения

 Самый амбициозный строительный проект Хабаровска обсуждают московские эксперты. Они поделились на тех, кто видит в проекте больше минусов и тех, кто видит больше плюсов, сообщает корр. ИА AmurMedia.

Наверное, ни один строительный проект Хабаровска не вызвал столько яростных споров и обсуждений в Хабаровске, сколько проект строительства 55-этажного торгово-развлекательного центра высотой 210 метров, получивший название "Бриллиант чистой воды". За два года с момента оглашения авторами проекта меморандума о намерениях свое мнение высказали строители, чиновники, представители ГИБДД и вузов, общественные организации, депутаты, жители близлежащих домов и обычные горожане.

Сидоренко: Мы построим небоскреб, который прославит Хабаровск на всю страну
Как признался корр. ИА AmurMedia в Москве известный московский архитектор, действительный член Международной академии архитектуры (IAA) Михаил Хазанов, он в отличие от многих участвующих в дискуссиях хабаровчан, лично знает команду конструкторов, работающих над проектом строительства небоскреба. Причем знает с хорошей стороны.

— Грамотные ребята, я с ними вместе работал. С технической реализацией проекта проблем не будет. Но вот в остальном остается ряд вопросов, — отметил Михаил Хазанов. – "Великана" хотят поставить в самом центре Хабаровска, при этом инженерных противопоказаний вроде бы и нет. Но не надо забывать об интересной застройке конца 19 – начала 20 века в центре города. Современная архитектура не сможет ее заменить, она анонимна и интернациональна.

Вместе с тем в центре Хабаровска подросли многие дома, и поэтому, говорит эксперт, в новом архитектурном эксперименте, возможно, ничего страшного и нет.

Окончательно решить вопрос, не испортит ли 55-этажный небоскреб архитектурный облик центра Хабаровска, можно, лишь выбрав правильную точку зрения. А именно — со стороны Амура.

— Набережная Амура — это важнейшая градостроительная компонента Хабаровска. Именно поэтому надо смотреть на небоскреб со стороны реки. Насколько он будет уместен в центре, можно понять только с этого ракурса, — подчеркнул Михаил Хазанов.

Впрочем, сомнения эстетического характера далеко не самые главные из тех, что высказывались при обсуждении этого проекта. Самый серьезный, по мнению московских и хабаровских экспертов, касается транспортной нагрузки.

Напомним, по проекту к небоскребу прилагается шестиуровневая подземная часть, где разместятся автомобильный тоннель длиной 700 метров, "прокалывающий" холм по улице Калинина у подножия, парковка на 1850 мест, автобусные остановки и пассажирский терминал.

— Выдержит ли город или нет, когда на один небольшой участок, на парковку небоскреба, одновременно будет заезжать и выезжать до 2000 машин. Это — вопрос, а решать его должен главный архитектор Хабаровска и сообщество экспертов. Еще важно выслушать мнение обычных людей, иначе власти города могут столкнуться с акциями протеста, как это было в Москве во время обсуждения проекта закона о реновации, — поделился сомнениями Михаил Хазанов.

55-этажная высотка, несомненно, вызовет в Хабаровске транспортный коллапс, солидарен с архитектором координатор общественного движения Москвы "Архнадзор" Юрий Егоров.

— 1850 парковочных мест — это немало. Такая парковка будет стимулировать людей, работающих в небоскребе, приезжать на машинах. Как бы городские власти ни вели реконструкцию улиц, ни рыли транспортный тоннель, уличную сеть им не изменить. Небоскреб будет точкой притяжения для машин и вызовет пробки, — отметил он.

Координатор "Архнадзора" напомнил, что в Москве на Третьем транспортном кольце, где воплощен аналогичный по высоте проект, деловой центр "Москва-Сити", правда, состоящий не из одного здания, регулярные заторы.

— Более того, в один прекрасный момент в "Москва-Сити" начало не хватать парковок, и автомобили заполонили все соседние дворы. В результате там пришлось ставить шлагбаумы и вводить жесткие цены за парковку. Боюсь, все это может повториться и в Хабаровске, — не скрыл опасений Юрий Егоров.

Иначе, прагматично и с полным пониманием открывающихся перспектив, к идее возведения в краевой столице первой высотки нового поколения отнесся руководитель аналитического центра компании "Инком-недвижимость" Дмитрий Таганов.

— В Хабаровске сегодня нет архитектурной доминанты. Это плохо. Городу нужны масштабные архитектурные проекты — он находится рядом с Китаем, и для всей Азии он, по сути, лицо России, — подчеркнул эксперт, добавив, что появление небоскреба могло бы поспособствовать привлечению инвестиций в регион.

Стоит отметить, что авторы небоскребного строительства в Хабаровске не раз отмечали, что в городе нет ни одного конференц-комплекса, могущего принять на должном уровне делегатов международных форумов и саммитов. А это идет в минус всему краю, так как подобные "высокие" мероприятия плавно уходят во Владивосток, такой структурой обзаведшийся.

В свое время строительство в столице "Москва-Сити", говорит Дмитрий Таганов, также вызывало много споров, а сегодня "Москва-Сити" только растет и развивается. Темпы проданной там коммерческой и жилой недвижимости достаточно высоки, а цены, несмотря на количество нулей, не отпугивают.

Так, в будущие арендаторы одного из небоскребов уже записались четыре федеральных министерства — Минстрой, Минэкономики, Минкомсвязи и Минпромторг. Причина — в дешевом в сравнении с другими коммерческими объектами в центре столицы квадратном метре: не 550 и тем более не 749 тысяч рублей за кв. метр, а всего-навсего 260 тысяч рублей.

Конечно, риски, как и в любом проекте, у хабаровского проекта есть, говорит эксперт, но часть из них можно снять.

— Думаю, всё у авторов проекта получится. "Бриллиант чистой воды" в Хабаровске будет востребован: есть спрос и с российской стороны, и со стороны Китая. Риск только один: это возможная заморозка проекта в связи с кризисом, так как у застройщика могут просто закончиться деньги. Поэтому, думаю, нужны будут гарантии краевого правительства. Тогда арендаторы будут подписывать договоры на самом начальном этапе строительства, и проект может окупиться только за счет аренды, — подчеркивает Дмитрий Таганов. — Это единственный такой масштабный проект в Хабаровске, поэтому конкурентов у него не будет, и арендаторы, конечно, найдутся. Вот только за один год они его не возведут. Заявленные сроки, мягко говоря, нереальны. Строителям придется поработать как минимум года два.

Очевидно, актуальность самого амбициозного строительного проекта Хабаровска, понимают и в краевом правительстве. Как и сложности его реализации. На состоявшейся недавно встрече полпреда президента в ДФО и глав территорий с инвесторами из Южной Кореи южнокорейцам в числе многообещающих проектов Хабаровского края предложили принять участие и в строительстве первой в ДФО 55-этажной башни.
 http://amurmedia.ru