Валерий Мозолевский рассказал Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву о коммерческих СРО, злоупотребляющих делегированными государством правами

 

 

Генеральный директор НП СРО «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский обратился к Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву с письмом о необходимости применения срочных антикризисных мер по пресечению стремительно распространяющейся коммерциализации саморегулирования в сфере строительства. Автор письма обращает внимание главы Правительства РФ на то, что текущий проект Концепции совершенствования механизмов саморегулирования разработан без анализа и даже более того – без единого упоминания о проблемах коммерциализации саморегулирования с обязательным членством.

письмо Обращение к Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву

Вольная или невольная близорукость авторов Концепции, в которой должна быть закреплена основополагающая стратегия и тактика развития саморегулирования во всех отраслях экономики России на ближайшие шесть лет, обязательно приведет к следующей волне коммерциализации, которая в свою очередь окончательно дискредитирует институт саморегулирования и создаст угрозу ликвидации даже добросовестных СРО и института саморегулирования в строительстве по всей России.

Вызывает серьезные опасения тот факт, что вместо Национального объединения строителей, члены Совета которого в традициях истинного понимания саморегулирования, должны  отстаивать права добросовестного саморегулируемого сообщества, на проблему коммерциализации отчаянно пытаются обратить внимание только отдельные добросовестные СРО. В их числе и НП СРО «Сахалинстрой», где на протяжении всех лет после принятия Федерального закона № 315-ФЗ, ведется серьезная работа по отстаиванию законных прав и интересов членов Партнерства, проигрывающих в государственных и муниципальных торгах недобросовестным участникам рынка и страдающих от повсеместной незащищенности перед зачастую непрофессиональными работниками служб муниципальных и государственных заказчиков. На практике, участник межрегионального коммерческого (офшорного) СРО, купивший свидетельство о допуске без наличия полноценного кадрового состава, не затрачивающий средства на повышение квалификации специалистов и пр., может до немыслимых пределов снижать цену контракта. Правила электронных аукционов только способствуют тому, чтобы держатели фиктивных и ничем неподкрепленных свидетельств выигрывали у добросовестных строительных организаций, выбравших региональную добросовестную СРО строителей.

Именно тотальная коммерциализация и преобладание квази-саморегулируемых межрегиональных (офшорных) организаций, делающих сверхприбыльный бизнес на торговле свидетельствами о допусках к работам, привела к тому, что саморегулируемое сообщество сегодня не заняло авторитетную нишу, уготованную ему федеральными властями и законотворцами.

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 23 июля 2003 года № 824 «О мерах по проведению административной реформы» развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики было включено в пятерку приоритетных направлений административной реформы. Для реализации административной реформы как на федеральном, так и на региональном уровнях были созданы соответствующие правительственные комиссии по вертикали государственного управления – федеральная и сеть региональных комиссий в каждом субъекте Российской Федерации. Жаль, что в состав этих комиссий ответственные представители саморегулируемого сообщества, особенно строителей, не вошли – кроме вывесок о «продаже допусков» власть так и не сумела разглядеть в саморегулируемом сообществе консолидацию добросовестного предпринимательского сообщества, способного защищать законные интересы своих членов, поступательно улучшать качество производимых работ, а через это – выступать защитниками интересов конечного потребителя.

Коммерциализация критически ослабила потенциал региональных саморегулируемых организаций, которые по логике Указа Президента и последовавших в развитие Постановлений Правительства Российской Федерации, должны были войти в состав комиссий по проведению административной реформы каждого субъекта Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации оказался не выполненным еще и потому, что вопреки четкому поручению о необходимости создания именно системы саморегулируемых организаций в области экономики, становление института саморегулирования с обязательным членством продолжает проходить бессистемно. Условия, при которых компания из Приморья может быть  участником СРО Москвы неприемлемы и противоречат мировой практике становления профессионального и предпринимательского саморегулирования. Очевидно, что компания, выбирая территориально удаленное СРО таким образом уходит от контроля и ответственности. Именно поэтому, подобные действия все чаще характеризуются, как «уход в офшоры». 

Меж тем, решение по исправлению ситуации, а именно – принятие принципов регионализации, лежит буквально на поверхности. Достаточно проанализировать то, как подобные профессиональные и предпринимательские объединения строятся в странах с вековым опытом развития саморегулирования. Собственный путь, который приняли государственные власти в России не исключено, что под влиянием мощного лобби коммерциализации этого важнейшего общественного явления, на сегодняшний день несет в себе не только вероятное разрушение добросовестного саморегулирования, но и представляет угрозу национальной безопасности страны. Фальшивые и неподтвержденные свидетельства о допуске наводнили всю территорию России и без политической воли о перезагрузке и создании реальной системы саморегулируемых организаций, ситуация вряд ли изменится к лучшему.

Эти и многие другие предложения Валерий Мозолевский высказал в рамках заседания Экспертного Совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, прошедшего в декабре 2014 года под председательством депутата Госдумы В.И. Ресина. Обнародование проблемы коммерциализации на площадке Экспертного совета было болезненно воспринято со стороны экс-президента НОСТРОЙ Ефима Басина, который отчаянно пытался прекратить тему обсуждения, поднятую выступлением Генерального директора НП СРО «Сахалинстрой». В тот момент поддержку выступлению Валерия Мозолевского выразил первый заместитель руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Мартин Шакуум, который указал на необходимость обсуждения вопросов коммерциализации и недостаточную эффективность работы Совета НОСТРОЙ по этой проблеме.

По результатам заседания Экспертного совета было вынесено решение о направлении пакета предложений Валерия Мозолевского по борьбе с коммерциализацией СРО, в частности, в Совет НОСТРОЙ для рассмотрения и использования. Вместо ожидаемого обсуждения документов, последовало более чем сомнительное решение Совета. На ближайшем же заседании Совет без уведомления и внятных объяснений снимает Валерия Мозолевского с поста Председателя Комитета по конкурентной политике и закупкам в строительстве. При одном несогласном, которым стал вице-президент НОСТРОЙ, курирующий работу Комитета, Совет большинством голосов принял решение, причины и логику которого до сих пор стремятся понять участники саморегулируемого сообщества. Невольно возникает вопрос, не стоит ли нынешнему Президенту НОСТРОЙ задуматься о выявлении мощного лобби коммерческих СРО, чьи силы и влияние, по всей видимости, растут и крепнут.

Напрашивается вывод, что соответствующее решение послужило реакцией на вскрытие нерва коммерциализации на площадке Экспертного совета.

Отсутствие конструктивного диалога с Национальным объединением строителей по этому вопросу и привело НП СРО «Сахалинстрой» к необходимости обращения по этому вопросу непосредственно к главе Правительства РФ.

В качестве аргументации, Валерий Мозолевский представил анализ текущей ситуации в саморегулировании в строительстве в сравнении с принципами регионализации в материале «Анатомия системы саморегулирования».

Особое место в анализе занимает перечень признаков коммерциализации саморегулирования, состоящий из полсотни  пунктов.

Следует отметить, что свод признаков коммерциализации уже получил одобрение и рекомендацию к принятию за основу от вице-президента РСПП, главного идеолога внедрения реального саморегулирования в России Виктора Плескачевского. Оценку работе НП СРО «Сахалинстрой» в этом направлении Виктор Семенович выразил в ходе проведения V Всероссийского Форума саморегулируемых организаций, прошедшего 20 марта. Тогда же было рекомендовано Совету НОСТРОЙ за неимением собственных наработок по вопросу борьбы с коммерциализацией и выявлению коммерческих СРО, взять представленный документ на вооружение, принять его и положить в основу действенного механизма по очистке рядов.

НП СРО «Сахалинстрой» продолжит информировать ответственных лиц органов власти Российской Федерации и представителей саморегулируемого сообщества о ходе инициативной борьбы с коммерциализацией саморегулирования.

 Пресс-центр НП СРО «Сахалинстрой»

ЛОББИ?