Макс МОЛОТОВ, «Зачем России Дальний Восток?»

Вплоть до 90-х годов XX века он оставался одним из самых динамично развивающихся регионов России

19.10.2011
 

Фрагмент карты Российской
империи, разделенной на
наместничества. 1786 г.
(Карта из Библиотеки
Конгресса США)
  Ровно 150 лет назад царь Александр II объявил о начале крестьянской и земельной реформ. Одним из главных итогов этого начинания стало массовое заселение Дальнего Востока. Вплоть до 90-х годов XX века он оставался одним из самых динамично развивающихся регионов России. И тому имелась причина.

Вся история освоения Дальнего Востока говорит о том, что эти территории получали мощный толчок к развитию только тогда, когда государство давало им преференции. Любая власть понимала, что без налоговых послаблений, без таможенных льгот, без стимулирования притока населения и без дорог освоить гигантский регион невозможно. Зато очень легко потерять. Сначала Российская империя, затем СССР шли на поистине беспрецедентные меры, чтобы дать Дальнему Востоку жизнь.

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК ОПЕРЕЖАЛ ВСЮ РОССИЮ

Правила для переселения на Амур, утвержденные в 1861 году и действовавшие с небольшими уточнениями до конца XIX века, объявляли Приамурье свободным для заселения всем российским подданным и предоставляли значительные льготы по прибытию на место. Что это были за льготы?

Переселенцы освобождались от государственных повинностей на 20 лет, от уплаты местных налогов на 3 года, а также от военной службы. Земля могла быть приобретена во временное пользование или в полную собственность.

Временное пользование в течение 20 лет объявлялось бесплатным. На одну семью отводилось до 100 десятин земли. Если переселенец желал приобрести землю в полную собственность, он платил по 3 рубля за десятину и размер участка не ограничивался. Половина денег, полученных от продажи земли за первые два десятилетия заселения края, пошла на строительство дорог, телеграфа, учебных заведений, церквей и так далее. Всего со времени присоединения Приамурья до начала XX века, то есть менее чем за 45 лет, сюда переселились 126 тысяч крестьян. Они целыми деревнями уезжали на Дальний Восток, привлеченные преференциями, которые давало государство. Царская политика по отношению к этому региону строилась почти исключительно на предоставлении льгот и беспрецедентных государственных инвестициях в добывающую и перерабатывающую промышленность.

Как утверждает академик РАН, специалист по истории Дальнего Востока Андрей Крушанов, некоторая «особость статуса» дальневосточных территорий привела к тому, что южный регион Дальнего Востока в начале XX века по темпам своего экономического развития, использованию машин в промышленности и сельском хозяйстве и по образовательному уровню населения опережал не только Россию, но и США.

Собственно Дальний Восток делал рывок вместе со всей страной, только быстрее. По темпу индустриального развития Россия опережала многие капиталистические страны Запада: за время с 1861 по 1900 год объем промышленного производства в России вырос более чем в 7 раз. Тогда как в Германии—в 5 раз, во Франции—примерно в 2–2,5 раза, в Англии — более чем в 2 раза.

Дальний Восток держал пальму первенства в золотодобыче и сельском хозяйстве.
В 1900 году Россия добывала около 40 тонн золота в год (из них на Дальнем Востоке — 80?%). Аляска — 12 тонн. К 1913 году Россия вышла в мировые лидеры по золотодобыче. Ее золотовалютные резервы пополняли 1 517 золотых приисков и 257 рудников, подавляющее большинство которых находилось в Дальневосточном регионе.

По производству зерна и картофеля на душу сельского населения, например, Амурская область в 90-е годы XIX века превзошла губернии Европейской России и Сибирь. В среднем за 1892–1896 годы на одного сельского жителя в 50 губерниях Европейской России приходилось 27,1 пуда чистого сбора зерновых, а в Амурской области в период с 1891 по 1900 год —
49,3 пуда.

ЦАРСКАЯ ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

Существовала и своего рода «особая экономическая зона» — город Владивосток, которому в 1861 году был присвоен статус порто-франко. Свободный порт пользовался правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров и не входил в состав таможенной территории государства. Подобные зоны в Российской империи создавались, помимо Владивостока, всего три раза — в Одессе, Феодосии и Батуме. Цель — привлечение грузов и увеличение товарооборота. Всегда регион, в котором появлялся порто-франко, делал резкий скачок вперед в своем развитии.
За десятилетие — 1891–1900 годы — привоз грузов во Владивостокский порт увеличился более чем в 5 раз и достиг в 1900 году 21,7 млн пудов. Изменился состав ввозимых товаров: в связи с постройкой Уссурийской железной дороги резко возрос ввоз на Дальний Восток изделий тяжелой промышленности.

Благодаря порто-франко Дальний Восток быстро наполнился современными механизмами обработки земли и сельскохозяйственными машинами. Резко повысилась производительность аграрных предприятий. За первые 13 лет XX века посевные площади Приамурья увеличились в 2,5 раза и составили 600 тысяч десятин. Производство зерновых возросло с 12 млн пудов в 1900 году до 36 млн пудов в 1913 году. Основная доля прироста падала на вновь освоенные земли.

СОВЕТСКАЯ РОССИЯ ВНЕДРИЛА ОПЫТ ДВР

Только благодаря преференциям молодой Советской России вообще удалось сохранить за собой дальневосточные территории. Созданная в 1920 году с подачи Советов и политически контролировавшаяся большевиками, Дальневосточная республика получила от Москвы поистине царские льготы. А именно капиталистический уклад экономики, частную собственность на землю и право свободного товарооборота. То есть то, что в РСФСР было категорически запрещено.

Краеугольным условием всей проводимой в ДВР политики являлось соблюдение демократического принципа особого типа — предоставление экономических преимуществ не меньшинству, а большинству населения.

Правительство ДВР пошло на смелый эксперимент: затрепанные «романовки», «керенки» и «сибирки» были заменены золотыми червонцами. В результате удалось установить и удержать под контролем золотое денежное обращение, не допустить утечки золота за границу. Создание промышленно-торгового «Дальбанка» ускорило оборачиваемость денежных средств, оживило торговлю, упорядочило финансовое положение республики. Уже к концу 1921 года фактически побеждена инфляция.

В экстремальных исторических условиях ДВР вырабатывались и закладывались основы новой экономической политики. Это Дальний Восток подарил Советской России НЭП. Экономический опыт ДВР был перенят РСФСР полностью. На X съездом РКП(б) была провозглашена «смена всей точки зрения на социализм» и окончательно утверждался НЭП как государственная стратегическая линия.
Общий результат таков: ДВР очень быстро справилась с голодом, восстановила сельское хозяйство, промышленность и создала Народно-революционную армию республики. НРА выбила японцев из Хабаровска и Владивостока, разгромила белогвардейцев и закончила Гражданскую войну. В 1922 году ДВР добровольно присоединилась к Советской России.

СТАЛИНСКИЙ РЫВОК ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

1930 год. Постановление ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров о развитии Дальнего Востока. Ставка делалась на развитие оборонных производств, инфраструктуры и ресурсоэксплуатирующих отраслей. Приоритеты: судостроение, черная металлургия, лесная промышленность, самолетостроение, предприятия по производству вооружений, привлечение населения.

Выполнение государственной программы на 130?% позволило за счет четко сформулированного и жестко выдерживаемого приоритета региона в распределении государственных капиталовложений создать современную промышленную структуру и транспортно-энергетическую инфраструктуру. Был построен город Комсомольск-на-Амуре, а в нем — металлургический, нефтеперерабатывающий и судостроительный заводы. Возведены несколько машиностроительных заводов в Хабаровске, Владивостоке, Благовещенске. Строились новые электрические и тепловые станции, десятки рыбозаводов на Камчатке. Началось коммерческое освоение Северного морского пути и северных рек. Широким фронтом шло развертывание геологоразведочных работ и развитие горной промышленности на Севере — в Магаданской области и в Якутии создавалась мощнейшая в СССР золотая и оловянная промышленность.

Особенно возросли в годы предвоенных пятилеток капиталовложения в тяжелую промышленность. Их удельный вес в общих капитальных вложениях в промышленность Дальнего Востока составлял в разные годы от 75 до 97?%. На развитие всей промышленности и транспорта в 1932 году было использовано 71?% всех капитальных вложений в народное хозяйство региона, а в следующей пятилетке — 93,5?%.
К 1933 году на Дальнем Востоке было построено 87 предприятий: машиностроительные, не

Строительство авиационного завода. 1938 г. Первый самолёт Р-6 (АНТ-7) был собран на нём еще к 1 мая 1936 г.
Строительство авиационного завода. 1938 г.
Первый самолёт Р-6 (АНТ-7) был собран
на нём еще к 1 мая 1936 г.

фтеперерабатывающие, цементные заводы, предприятия пищевой промышленности. В Приморье вводятся в строй мощные по тем временам угольные шахты, в Амурской области — Райчихинский угольный разрез. В итоге за годы первой пятилетки добыча угля возросла вдвое. Еще более быстрыми темпами развивалась нефтяная промышленность. Так, если в 1928 году было добыто всего лишь 300 тонн нефти, то в 1932-м — уже 190 тысяч тонн.

По сути, заново формировалась рыбная промышленность. Дальний Восток приобретал значение рыбного цеха всей страны. Рыболовный флот оснащался современными судами, строились консервные заводы и жестяно-баночные предприятия. Внедрялся траловый лов, шло освоение новых промысловых районов, стремительно росла добыча рыбы. Советский Союз существенно укрепил свои позиции на мировом рынке рыбных и крабовых консервов. Буквально на следующий год — после принятия программы развития Дальнего Востока — на мировом рынке за счет их экспорта удалось выручить 20 млн золотых рублей, что составило ни много, ни мало 2/3 всего советского экспорта.

Были открыты регулярные воздушные рейсы между Москвой и Хабаровском, Москвой и Владивостоком. Появилось местное авиасообщение.

ОГРОМНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ ХРУЩЕВА И БРЕЖНЕВА

В 1967 году Центральный Комитет КПСС и Совмин СССР принимают, пожалуй, самую продуманную и глобальную программу комплексного развития экономики Дальнего Востока. Преференции огромны: значительное повышение зарплат («длинный рубль»), единые тарифы с центральными районами на железнодорожные перевозки, массовое выделение квартир населению, предприятиям-недропользователям вменено в обязанность выделять до 15?% финоборота в местные бюджеты и поддерживать «социалку», укрепляется система начисления трудового стажа с учетом северных коэффициентов. У этой программы ярко выраженная социальная составляющая. Основное внимание уделено созданию социальной инфраструктуры и развитию сугубо гражданских отраслей машиностроения, дорожного строительства, рыбодобыче. Еще одна особенность — усиление комплексного характера экономики Дальнего Востока и встраивание ее в международный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона через развитие компенсационных соглашений с Японией. Заранее оговоримся, что эта программа в итоге была выполнена на 80?%. Тем не менее ее результаты впечатляют. С момента принятия документа по 1985 год объем промышленного производства (стали, проката, электроэнергии, цемента) на Дальнем Востоке удвоился.

Наиболее высокими темпами развивались машиностроение и металлообработка, судостроение, химическая отрасль. В Приморском крае за это время было построено около 100 предприятий. В Хабаровском крае объем промышленного производства возрос на 26?%. Была пущена на полную мощность Зейская ГЭС — первенец гидроэнергетики на Дальнем Востоке. В Приморье заработали Хрустальнинский, Краснореченский горно-обогатительные комбинаты, Приморская ГРЭС в Лучегорске. В строй действующих вступила Билибинская заполярная атомная станция на Чукотке. Магаданская область поставляла в общесоюзный фонд около 40?% золота.

С развитием экономики усиливалась потребность в транспорте. С 1972 года, после того как

Строительство участка БАМ-Тында

в порту Находка был построен контейнерный терминал, через Дальний Восток в Европу пошли грузы из Юго-Восточной Азии и Японии. Заработала Транссибирская контейнерная линия, что способствовало пополнению бюджета валютными средствами и повышению статуса Дальневосточного региона. Перспективное значение имело введение в строй паромной переправы Ванино–Холмск.

В 70-е годы широкий размах получило строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, вошедшей в историю, как «стройка века».

ПОСЛЕДНЯЯ ПОПЫТКА РЕФОРМ

Попытка реализации еще одной программы развития Дальнего Востока была предпринята в 1986 году. То есть в то время, когда у государства уже почти не оставалось инвестиционных ресурсов.

Существенного перелома в тенденции развития Дальнего Востока программа так и не внесла. В 1986–1987 годах регион по инерции еще поддерживал достаточно высокие темпы роста — 4,4?% ежегодно. Однако 1987 год в этом смысле был переломным, так как уже в следующем году началось снижение темпов роста.

Социальная часть программы практически осуществлялась только в 1988 году, когда был достигнут реальный сдвиг по единственному важнейшему компоненту — строительству жилья. Однако нерешенность вопросов с развитием и модернизацией строительной и энергетической базы региона, осложнения с финансовыми ресурсами привели не только к приостановке, но и к абсолютному сокращению деловой активности в этой сфере.

Несмотря на то что программа носила статус государственной и предполагалось выделение из централизованных источников почти 200 млрд рублей капитальных вложений за 15 лет, на регион уже в 1989 году было распространено ограничение капитальных вложений.

С началом радикальной экономической реформы политика преференций и государственного патронажа наших территорий ушла в прошлое. Ребенка выплеснули вместе с водой. Одномоментная потеря дальневосточниками десятилетиями создававшейся и ставшей неотъемлемой частью образа жизни системы льгот и привилегий, ощущения социальной элитарности, своей особой значимости для страны привела к острому психологическому шоку. Как писал в своей работе «Стратегия развития российского Дальнего Востока» бывший губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, население отреагировало «ногами». Регион был отброшен в области народонаселения на 20 лет назад, потеряв 11?% населения (Россия потеряла 2?%). Отказ государства от компенсации объективных удорожаний затрат на энергетику, транспорт, заработную плату, инфраструктурное обустройство территории автоматически превратил продукцию дальневосточных производителей в неконкурентоспособную. Конечно, можно было бы «сгладить» проблемы за счет особых институциональных решений (они были разработаны в частности в Хабаровском крае и Республике Саха (Якутия). Но для этого нужна государственная воля. А главное — понимание и осознание того, что Дальний Восток все же не колония, из которой можно выкачивать ресурсы, не давая ничего взамен.

ЧЕМУ УЧИТ ИСТОРИЯ

И в результате получилось вот что — были урезаны или отменены северные надбавки, унифицировано экономическое пространство с остальной Россией, сокращены все федеральные программы поддержки ДФО.

Современное «единое экономическое и социальное пространство» страны ощутимо разделено границей между Дальним Востоком и остальной территорией России. Рыночные зоны двух частей единого государства почти не пересекаются, а направления товаропотоков являются противоположными. Как пишет в «Российском экономическом журнале» доктор экономических наук, профессор, руководитель направления Института системного анализа РАН Владимир Лексин, «объем и интенсивность экономических связей между этими частями почти в 25 (!) раз уступают международным связям Дальнего Востока. Экспортно-импортный обмен российских и зарубежных дальневосточных регионов не только масштабнее, но и устойчивее внутреннего межрегионального. Западный вектор имеют лишь два потока, исходящие из ДФО,— налоговые поступления в федеральный бюджет и миграция экономически активного населения».

История Дальнего Востока учит, что этот край мог развиваться только в те периоды, когда за ним были законодательно закреплены льготы и преференции. В периоды, когда этого не случалось (например, с начала Первой мировой войны до окончания Гражданской), происходило экономическое и социальное отчуждение Дальнего Востока от остальной страны. То есть то, что мы наблюдаем сейчас.