Строительный Комплекс Азиатско - Тихоокеанского региона

Сегодня:

Тысяча новых городов для России

Тысяча новых городов для России Проект «Тысяча новых городов для России» выдвинут как общественная инициатива Движением Развития и Институтом демографии, миграции и регионального развития (ИДМРР) в 2007 году и поддержан группой организаций. Предлагается построить порядка одной тысячи новых городов в России за десять лет.

О сути проекта рассказывают  Крупнов Юрий Васильевич, председатель Межрегионального общественного движения «ДВИЖЕНИЕ РАЗВИТИЯ», председатель совета Института демографии, миграции и регионального развития, и Цымбал Олег Александрович, заместитель генерального директора ЗАО «Проекты развития».

Юрий Крупнов:


Тысяча новых городов для России- Строить новые города - не самоцель. Дело в том, что, с нашей точки зрения, другим путем не реализовать главных целей общественного развития страны. Цели эти сформулированы не нами, а ведущими политиками страны:

А) Организовать за десять лет структурный переход промышленности страны в новый – 7-й технологический уклад, а также реорганизовать жизнь 3,5 миллиона человек, проживающих сейчас в городах с промышленностью 5-го технологического уклада (наукограды космической, ядерной, микроэлектронной, авиастроительной промышленности – всего около 80).  

Б) Организовать за десять лет переход к стандартам качества жизни нового поколения и обеспечить этим смену демографических процессов в России: с интенсивного вымирания на существенный прирост народонаселения.

В) Обеспечить за десять лет каждую пожелавшую российскую семью развитым домом в современном высокоорганизованном новом городе.


Олег Цымбал:

- Из постановки целей, о которых сказал Юрий Васильевич Крупнов, напрямую следует несколько типов новых городов, отсюда же получается и тысяча – это не просто круглое число, а технологически обусловленное количество. В ИДМРР разработана первичная классификация:

I. 50-100 городов передового техносферного развития, промышленной основой  которых будут предприятия 7-го технологического уклада. Практика освоения разными странами 4, 5 и 6 технологических укладов говорит о том, что это предмет жесткой конкурентной борьбы. С технологической точки зрения - страна создает «проект», например: СССР – атомный проект, США – микроэлектронный проект. Каждый такой проект локализован в 10-15 новых городах (и крупных градостроительных проектах в существующих городах), которые образуют единую по управлению систему. Сейчас речь о борьбе за лидерство в промышленностях 7-го уклада, в основе которого лежат приборо- и роботостроение; биокомпьютерные системы и биомедицина, т.е. связь искусственных и органических, “живых” систем; индустрия новых материалов с «управляемыми свойствами»; глобальная коммуникационно-знаниево-управленческая система на базе спутниковой группировки, наземных хранилищ информации и взаимодействующей сети «мозговых центров». Это задел на 30-50 лет вперед, обеспечение те
хнологического суверенитета России.

II. 50-100 городов метарегионального развития, каждый из этих городов переорганизует практику в некоторой сфере бизнеса на большой территории - нескольких регионов России. Цель создания и механизм действия такого города на примере проекта Малое Иваново. Предлагается организовать новый город, в котором будут развивать практику тонкой деревообработки, восстанавливать и пропагандировать культуру использования дерева (почти утраченную сегодня в России), создать мощный центр производства деревозаготовительной и деревобрабатывающей техники и станков. Этот город позволит поднять прибыльность, полученную с одного кубического метра выросшего леса с 20-30 долларов, до 100-150 во всем регионе Северо-Запада России: Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Костромская, Ярославская области, Коми и Карелия. Помимо этого он позволит за 50 лет восстановить леса в этом регионе, поднять их качество. Именно за такой срок финны добились значительного улучшения качества лесов, находящихся в депрессивном состоянии в послевоенные
годы.

III.50-100 крупных градостроительных проектов индустриального высокотехнологического производства, развивающих сеть советских Академгородков. Советский Союз в 40-60-е годы сделал колоссальные инвестиции в овладение лидирующими позициями в сферах производства 5-го технологического уклада (наукограды космической, ядерной, микроэлектронной, авиастроительной промышленности, всего их около 80). Сегодня эти индустрии выходят на массовое производство в мире. Так, например, планируется построить несколько сотен больших атомных реакторов и несколько тысяч малых; в ближайшие годы планируется построить до нескольких тысяч дальнемагистральных авиалайнеров, в целом авиасообщение становится очень массовым; индустрия спутниковых систем, коммуникационных приложений становится массовым товаром. Рынки сбыта товаров 5-го технологического уклада сейчас на пике активности и в ближайшие годы составят триллионы долларов.

IV.100-150 городов переорганизации мегаполисов. Специалисты вырабатывают сейчас подходы к переорганизации жизнедеятельности наших городов-миллиоников. Есть несколько интересных концепций по организации многоядерных агломераций, создания городов нового типа поместной урбанизации, предложенной в 2004 году А.С. Кривовым и Ю.В. Крупновым в книге «Дом в России. Национальная идея». Возможен и вариант, когда города, «оттягивающие» население мегаполисов, будут размещаться в других местах, как, например, это происходит в Чехии с развитием малых исторических городов.

V.50-100 городов транспортного развития страны. Транспортные и логистические технологии существенно видоизменяются. Организуется глобальный рынок товарных потоков. Проектируется система новых транспортных коридоров, управление которыми является важной сферой развития государства (работа Ю.В. Крупнова и Ю.В. Громыко «Транспортное цивилизационное продвижение - конкретный сценарий развития России»). Специалисты разрабатывают несколько типов градостроительных структур: линейные города и узловые центры.

VI.450-700 городов районного развития. Схема миграционного потока в России следующая: из сельской местности люди перемещаются в малые города, из малых городов люди переселяются в районные и областные центры, из районных и областных центров в столичные регионы. В результате многие территории страны обезлюжены. Но и принимающая территория также демографически не развивается, хотя туда и едет молодежь. Человек, попав в мегаполис в 18-20 лет, не успевает хоть как-то обустроить свой быт и очень часто не образует семьи, или образует бездетные семьи. Создание современных малых городов позволит создать точки демографического притяжения, а самое главное, на их основе можно будет создать стержневые проекты развития всего района, как с точки зрения базовой промышленности, так и с точки зрения привлечения современных гуманитарных технологий. Такие города будут создавать высокое качество жизни во всем районе. В России около 1800 муниципальных районов, минимум в трети нужно создавать такие города. Просто для того, чтобы «переосвоить» территорию страны.

В целом понятно. Как Вы прокомментируете опыт «мегапроектов», ведь это как раз первые 22 города из заявленной Вами тысячи.


Юрий Крупнов:

- Нет «мегапроекты» имеют мало общего с теми городами, про которые мы говорим. Подавляющее большинство из них это спальные районы при мегаполисах. Зачастую спальные районы очень неудачные: громоздкие, неудачные по местоположению, по транспортной доступности, во всех случаях в 2-3 раза переоцененные по стоимости, с дефицитом социальной и отсутствием промышленной инфраструктуры.

Но даже не это главное. У людей сместился понятийный аппарат. Вот мысль патриарха отечественной науки о городе Л. Велихова: «Городское, или муниципальное, хозяйство есть деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно обрабатывающей промышленностью и торговлей, причем эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния». Тут определены как цели, так и ожидаемый результат – «наивыгоднейшее использование материальной среды».

Наши же «мыслители» о городе единственный вопрос задают – а где мы возьмем деньги, чтобы построить и содержать новые города. Их можно понять, в голове у всех зашита схема - продали нефть, а деньги растащили. Чем меньше активности, тем меньше потрачено нефтяных доходов. К счастью, сейчас сырьевые рынки рухнули, и специалисты говорят, что надолго.

Может показаться банальностью, но часто забывается: города - это далеко не только жилье. За исключением 2-3 проектов среди мегапроектов речь ведется не о городах. Можно отметить проекты: города при морском порте Усть-Луга и подмосковный - Константиново с идеей медийного центра.   

Мегапроекты - это бездарное расходование общественных средств без организации социального и научно-промышленного развития страны. Эти средства нужно направить на другие цели, эффект будет значительно выше для всех субъектов процесса. Даже для «чистых предпринимателей», как сейчас стало очевидно, реализация безыдейных проектов очень убыточна. А реализация достоверных проектов на длинных отрезках времени, а крупные девелоперские проекты развиваются не одно десятилетие, является самой рыночно выигрышной стратегией.


Олег Цымбал:

- Интересно восстановить историю развития направления мегапроектов. За 90-е годы многие предприниматели научились строить небольшие пригородные поселки. Появились землевладельцы, интегрировавшие достаточно крупные участки земли. Затем была сформулирована очень точная политика государства, направленная на строительство доступного жилья, и принято постановление Правительства от 5 мая 2007 г. N 265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства».

В результате девелоперы сделали несколько ложных суждений. Во-первых, они посчитали, что их продукция - это доступное жилье. Кто-то даже решил сбавить цену на 10-15 %, но это не решает вопроса – по экономическим расчетам массово доступной является только цена в 3-4 раза ниже.

Во-вторых, они решили, что если умеют делать поселки в 100-200 малоэтажных домов, то смогут построить и «поселки» с 30-50 тысячами домов. Но это в принципе не так, города и поселки - структурно разные градостроительные объекты.

В-третьих, злую шутку сыграло заявленное правительством решение о содействии только проектам более 1 млн кв. м жилья. Многие решили «подстроить» свои проекты, а такой масштаб не может быть доступен для освоенного ими продукта – дачных поселков.

Мне кажется, что мы получили уникальную ситуацию, когда в очень сжатые сроки люди проверили свои бизнес-стратегии. Теперь у них есть реальная возможность изменить свою стратегию. Удалось избежать более страшного сценария, – развивайся мегапроекты на 1-2 года больше, потери были на порядок значительнее.

Думаю, что девелоперам нужно прорабатывать проекты новых современных городов. Реализовать такие проекты нужно при активном участии государства.

Ваш проект очень привлекателен для страны, но его масштаб немного отпугивает. Вы считаете, что такой беспрецедентный в истории замысел реалистичен?


Юрий Крупнов:

- Конечно. Кстати, мы говорим о городах, подавляющее большинство из которых не очень большие – это высокоразвитые компактные города на 5-25 тысяч человек. Новые города должны быть другими и не обязательно вдали от старых городов, более того, часто и прямо посреди старых городов. Во многих случаях, речь вообще идет об интенсивном доразвитии имеющегося города, создание в нем крупного градостроительного проекта на 3-5 тысяч человек.

Жилищной основой новых городов является комплексная застройка новых, пригородных или внутригородских территорий малоэтажными зданиями, имеющими практически автономное жизнеобеспечение с повышенной в 5–8 раз энергоэффективностью. Стратегическую занятость будут давать кластеры промышленного развития, т.е. индустрии по производству лидирующих продуктов, важнейшей составляющих которых будет сам новый город и обеспечение жизни в нем. Градостроительство не обуза для государства, а главная странообразующяя отрасль.

Проект «Тысяча новых городов для России» имеет несколько прецедентов в истории России. Градостроительное творчество - важнейший и хорошо исследованный процесс. Одним из самых емких показателей успешности правления является число и значение созданных новых городов. В истории русской государственности было несколько уникально плодотворных правителей.


Обычно критики этого критерия оценки правителей приводят вот этот аргумент: Екатерина II многие города не создавала, а в ее правление была административная реформа и массовый перевод сельских населенных пунктов в разряд городов.

Да, действительно некоторые новые города в правление Екатерины II появились в связи с губернской реформой, но какие это были города! Вот пятнадцать из них: Волгоград, Екатеринбург, Пермь, Курган, Омск, Ставрополь, Челябинск, Чебоксары, Тольятти, Подольск, Елабуга, Саранск, Бронницы, Йошкар-Ола, Бийск.

Новые города появлялись по трем причинам, каждая из которых исторически важна для своего периода:

1. Развитие новых типов промышленности - промышленное развитие,

2. Прирост населения, усложнение социальной жизни и новое качество жизни в населенном пункте - социальное развитие,

3. Новые формы государственного управления - административное развитие.  

Чтобы немного озадачить скептиков, приведем такие данные: с 1941-го по 1947 год (война и время прямой послевоенной разрухи) в РСФСР появилось 95 новых городов, или рост их числа составил 15 %, более 2 % в год! Один из этих городов - это Корсаков в Сахалинской области: именно тот город-порт, в котором оказалось удобнее всего разместить в 2000-х годах самый крупный в мире завод по сжижению газа и магистральный терминал для вывозки нефти и газа из Сахалина.


Олег Цымбал:

- Хотелось обратить внимание еще на два обстоятельства. В проекте «Тысяча новых городов» предварительно предполагается построить жилья для 5-10 млн человек. При этом только заявленные на сегодня «мегапроекты» заявляли примерно о 2 млн жителей, а помимо них предполагается строить еще в 10-15 раз больше в других проектах. То есть речь идет об уточнении целей градостроительной политики и перегруппировки имеющихся уже сейчас ресурсов строительной индустрии.

Второй вопрос, на который никто почему-то не обращает внимания – усовершенствование строительных технологий в 4-5 раз со времени строительного бума при Хрущеве! Если тогда в строительном цикле было задействовано несколько десятков процентов населения, то сейчас потребуется всего несколько процентов на выполнение той же самой работы, по нашим предварительным оценкам не более 2-3 млн человек на все виды работ полного строительного цикла. Дополнительно нужно учесть, что в советской экономике большую долю занимал дотируемый из народного хозяйства военно-промышленный комплекс, сейчас такие расходы значительно ниже.

Получается, что реализовать такой проект в 10 раз проще, чем было организовать массовое строительство при Хрущеве. Возникает вопрос о дееспособности современного поколения руководителей и работников..

Насколько я понимаю, Вы говорите о достаточно небольших городах, которые относятся к категории малых городов (существенно менее 50 тысяч), кроме этого некоторые из них строятся вблизи и даже на территории имеющихся городов – правильно ли называть их новыми?

Юрий Крупнов:

- Думаю, что нужно их называть новыми. С точки зрения градостроительства можно применить термин «ревитация», но нам важно подчеркнуть требуемое энергичное политическое действие. Термин «новые города» больше политический и социальный.

Но и с точки зрения логики управления это совершенно другие города, цель проекта как раз и состоит в том, чтобы существенно преобразовать сегодняшний уклад городской жизни, особенно в провинциях, выйти на новый массовый стандарт улучшенного качества жизни.

Идея хорошая, а где можно посмотреть проекты этих самых новых городов?

Юрий Крупнов:

- Это очень точный вопрос. Есть мнение, наверное, очень близкое к реальности, что сегодня в глобальной экономике конкурируют города. Конкурируют за перспективных жителей, за инвестиции, за государственные программы и инфраструктуры. Поэтому каждый из заявляемых городов должен быть уникальным проектом. И только редкие люди способны выходить на уровень «мышления городами».

Идеи новых городов я собираю в течение ряда лет, обсуждал этот вопрос с огромным количеством практиков - политиков и предпринимателей. И у нас имеется несколько перспективных для дальнейшей проработки проектов. Сейчас мы организовали проектно-аналитический сайт «Тысяча новых городов» (http://1000gorodov.ru/) специально для проработки новых идей, в его работе и приглашаем принять участие всех людей, интересующихся развитием России и темой новых городов.

Осталось обозначить самое узкое место в реализации проекта «Тысяча новых городов» сегодня. Объективно наиболее отстающим элементом всего градостроительного конвейера (проектно-правовой  и  инвестиционно-строительной деятельности) является сегодня территориальное планирование. Важно понимать, первичный рынок создания недвижимости – строительство –  работает как правило на вторичном рынке земли.  

Прежде всего, необходимо провести решительную модернизацию   сферы градостроительного проектирования – территориального планирования и  градостроительного зонирования,    осознав, что именно за эту сферу целиком и полностью ответственны органы государственной власти и местного самоуправления и именно  здесь находится поле  основных стратегических решений в жилищной политике и градостроительстве.

Кроме этого, необходимо организованное решение - лучше всего через создание специальной Градостроительной корпорации - задачи массового строительства в сегодняшних экономико-политических условиях. Нужно создать и апробировать   в форме пилотных проектов  несколько работоспособных схем реализации масштабных инвестиционно-строительных инициатив на основе кредитных и кооперированных источников финансирования, государственно-частного партнерства,   сформировать организационные,   инвестиционные и правовые механизмы региональных проектно-правовых и градостроительных конвейеров  планирования, отвода территорий под застройку, их правовой и инженерной подготовки, массового строительства в интервале справедливой рыночной цены комфортного жилища, становящегося доступным.

Таблица. Новые города, созданные правителями России*

Правитель Создано новых
городов**, шт.
Прирост городов (новых/старых), %
Русский царь Иван IV Грозный 11 25
Император и самодержец Всероссийский Петр I 24 33
Императрица и Самодержица Всероссийская Екатерина II Великая 227 220
Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) Иосиф Виссарионович Сталин 359 84
* За базу взяты города, сохранившиеся в этом статусе до сегодняшнего дня. **Город причислен к созданному данным правителем, если он получил статус города во время правления или через 1-2 года после его окончания.

оставьте свой комментарий

Комментарии (0)

Написать ответ: